Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Значение гигиенического воспитания и эффективность внедре­ния профилактики стоматологических заболеваний

Хорошо продуманная, осмысленная программа профилактики может дать реальный эффект при включении еще одного важного звена.

На протяжении последних десятилетий всем стало хорошо известно, что санитарно-просветительная работа должна быть наглядной, доходчивой, массовой, доступной, основываться на современных научных достижениях по вопросам этиологии, патогенеза, средств и методов предупреждения того или иного заболевания. Формы и методы ее проведения должны выбираться с учетом возраста, профессий, заболеваемости и целей, стоящих перед данной аудиторией. Еще в 1967 г. ЦНИИ санитарного просвещения МЗ СССР выпустил методическое письмо (от 17.01.67 г.) с перечнем методов и форм санитарно-просветитель-ной работы по профилактике кариеса зубов у детей. В настоя­щее время для широкого привлечения населения к вопросам профилактики используются современные средства массовой информации: радио, телевидение, кино и пр. Одна за другой предлагаются новые схемы проведения санитарно-просветительной работы [Липатова Л. С, 1967; Дымшиц В. Я., 1973; Пахомов Г. М., 1982; Кялбаускене Н.-Б. А., 1982; Белова Н. А., 1984, и др.]. Авторы продолжают указывать на недостаточный уровень сани­тарно-гигиенических знаний, в частности, по вопросам гигиены полости рта. По данным Л. С. Липатовой (1967) нерегулярно чистят зубы 65% детей дошкольного вофаста и 26% учащихся 4—8-х классов. В 1975 г. Г. И. Кадникова провела исследование гигиенического состояния )убов у школьников и показала, что только 13% чистят 1убы регулярно. Г. И. Пахомов в своей книге также отмечает плохое гигиеническое состояние полости рта у школьников 1—3-х классов: среди них регулярно чистят зубы только 12%. В 1984 г. Л. И. Урбанович и соавт. установили хоро­ший уровень гигиенических знаний только у 8,4% детей школь­ного возраста, отдыхающих в пионерском лагере. Н.-Б. А. Кял-баускене выявила, что регулярно чистят зубы 23,6% школьников, а по данным опроса детей 7—8 лет— 56,66% из них чистят зубы ежедневно; среди учащихся вторых классов доля таких детей составила 68,62%.

Анализ незначительной части работ, посвященных этому вопро­су, демонстрирует стабильно низкий уровень знаний и навыков. А применительно к вопросам профилактики зубочелюстных аномалий уровень знаний педагогов и воспитателей дошкольных детских учреждений (по данным j3. я. Дымшица) совсем низ­кий: только 11,2% указанных лиц знают о необходимости подоб­ной профилактики.

Наиболее популярной формой (92%) санитарно-просветительной работы школьного врача-стоматолога являются индивидуальные беседы во время приема, реже —лекции и чаще —стенды или санитарные бюллетени.

Однако по данным Strawinski К. (1979), словесная форма для санитарного просвещения детей является наименее эффективной, особенно у детей младшего возраста. Словесная информация может быть рекомендована для людей в возрасте 20—45 лет [Cicelova В, 1980].

Таким образом, низкий уровень санитарно-гигиенических зна­ний и навыков среди детского населения, несмотря на проводи­мую воспитательную работу, свидетельствует о невысокой ее ре­зультативности. Объяснение этому кроется в целом ряде обстоя­тельств.

Недостаточно изучена сравнительная эффективность различ­ных форм воспитательной работы, наиболее часто используются привычные традиционные способы [Кялбаускене Н.-Б. А., 1982, и др.].

Кроме того, предлагаемые в качестве пособия лекторам тексты лекций изобилуют информацией о строении зуба, пульпы, челюс­ти, этиологии, патогенезе кариеса зубов, зачастую снабжены обильными цифровыми данными справочного характера. Все это обусловливает их тяжеловесность, надоедливость и плохо воспри­нимается аудиторией, не говоря уже о том, что не воспитывает навыка.

К тому же потребность населения в профилактических воздей­ствиях находится на значительно более низком уровне, чем потре­бность в лечении. Лекарство, лечение, врач — необходимость, профи­лактическое средство —то же, но собственные действия, направ­ленные на сохранение здоровья, часто считают расточительностью и пренебрегают ими из-за относительно низкой очевидности достигаемого эффекта.

Хорошо известно также, что санитарное просвещение должно быть основано на правильно избранном психологическом под­ходе к детям различного возраста.

Вследствие высокой пластичности ЦНС, доступности различным влияниям в период дошкольного возраста одним из важнейших механизмов воздействия окружающих на ребенка служит живой пример и провоцирование к подражанию. В связи с этим не­обходимым условием являются как высокая убежденность воспи­тателей и родителей в ценности профилактики, так и форма передачи этого убеждения ребенку путем не словесного стимули­рования, а часто повторяющегося действия или показа. В этом случае слово не расходится с делом, не является бесплодным раздражителем и приводит к выработке привычных навыков «иначе и быть не может». При это следует учесть также, что острота или активность внимания у дошкольников удержива­ется максимально в течение 15 мин, а форма подачи ин­формации—личный пример или игра (мультфильм, фланелеграф и т. п.).

Обобщение опыта психологов, физиологов, педиатров, родите­лей и педагогов показывает, что в разные возрастные периоды ребенок выбирает себе разные личностные ориентиры, на которых направлено острие его внимания, любовь, стремление подражать (рис. 5).

Значение гигиенического воспитания и эффективность внедре­ния профилактики стоматологических заболеваний

Ведущим центром санитарно-просветительной работы должна быть детская стоматологическая поликлиника, организующая слаженную, преемственную и последовательную деятельность всей системы. Выпадение одного из звеньев этой системы сказывается не только на том же этапе, а и на всех последующих (рис. 6).

­Значение гигиенического воспитания и эффективность внедре­ния профилактики стоматологических заболеваний

После рождения ребенка его родители должны узнать, что профилактика стоматологических заболеваний является делом их рук в большей степени, чем врача. Например, мама должна знать, что у ребенка во время сна должны быть сомкнуты губы. Информироватьее об этом в той или иной форме — задача стома­толога, а проследить за этим может только мама (семья). Пригласить к стоматологу маму с грудным ребенком, можно, используя например такую памятку.

Похожие записи:

Прокомментить