Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Восстановление правильной речи зависит от возраста и интеллекта больного

Последние получают рекомендации и конкретные задания для домашних упражнений. Восстановление правильной речи зависит от возраста и интеллекта больного, степени анатомических нарушений и качества проведенной операции, длительности до - и послеопераци­онного обучения, наличия или отсутствия сопутствующих расщелине общих и местных патологических факторов. Средние сроки вос­становления речи —2—4 мес [Ходорковская В. А., 1969; Захарова Н. П., 1974].

По данным Б. Я. Булатовской (1974), у 31,5% больных с расщели­нами выявлены нервно-психические расстройства, чаще в виде неврозов. Отмечается также задержка психического развития, олиго­френия (встречается в 10 раз чаще, чем у детей, не имеющих по­добных пороков). В связи с этим в центре диспансеризации детей с данным пороком развития должен работать психоневролог. Посто­янное наблюдение за психическим развитием ребенка, своевременно данные родителям рекомендации могут предотвратить тяжелые психи­ческие нарушения, возникающие на почве ощущения ребенком своей неполноценности.

Расщелины лица и неба нередко комбинируются с другими поро­ками развития: тетрадой Фалло, открытым аортальным протоком, гидроцефалией, синдромом Пьера—Робина, хондродистрофией, крети­низмом, синдактилией, полидактилией, анадактилией, врожденной кишечной непроходимостью, свищами нижней губы, аплазией ушных раковин и пр. В этих случаях организуются консультации соответ­ствующих специалистов и оказывается своевременная специализиро­ванная помощь ребенку.

В настоящее время оптимальными сроками оперативных вмеша­тельств при расщелинах верхней губы являются первые месяцы жизни ребенка. Конкретизация этих сроков зависит от условий работы центра, общего состояния ребенка и вида расщелины. Прогрессив­ное в целом начинание (оперативные вмешательства в первые дни после рождения) должно применяться с учетом конкретных условий. Там, где в настоящее время открыты отделения для хирургии ново­рожденных, целесообразно в них проводить хейлопластику в первые дни после- рождения. Больным с двусторонней расщелиной верхней губы операцию проводят одномоментно (в один этап) или в два этапа — сначала оперируется расщелина с одной стороны, затем, спустя 3 мес, с противоположной. После оперативного вмешатель­ства у больного с изолированной расщелиной верхней губы все измененные функции, как правило, нормализуются. В тех случаях когда после операции глубина преддверия остается недостаточной, на 1—2-м году жизни целесообразно провести еще одну операцию — формирование преддверия. Это даст возможность восстановить подвижность губы, улучшить речь и создать условия для последую­щего ортодонтического лечения, если оно окажется необходимым.

Нередко после операции в раннем возрасте остается та или иная степень деформации носа и различных отделов верхней губы. В ряде случаев эти деформации обусловлены анатомическими пред­посылками (такими, например, как недоразвитие подлежащей костной ткани) и не должны рассматриваться как осложнение операции, проведенной в раннем возрасте, когда нельзя осуществить приемы реконструкции, осуществляемые у детей старшего возраста и у взрослых. В других случаях они обусловлены неравномерностью роста отдельных хрящевых и костных образований [Новоселов Р. Д., 1972]. Коррекция рубцовой деформации верхней губы в случаях ее яркого проявления возможна в возрасте до 4—6 лет, т. е. к школь­ному периоду ребенка. Исправление деформаций носа целесообразно осуществлять после 12 лет, т. е. в период, когда в основном закан­чивается его рост и формирование. Более ранние корригирующие операции, имеющие целью исправление деформаций носа, проводят в тех случаях, когда имеются функциональные нарушения (отсут­ствие дна носового хода и попадание жидкой пищи в нос) или грубые косметические дефекты, угнетающие больного и родителей.

Таким образом, в период новорожденности проводятся важные этапы экстренной и плановой помощи. Направлению больного на лечение в специализированное лечебное учреждение должна пред­шествовать подготовка к операции по месту жительства. Прежде всего следует исключить общие противопоказания к операции: острые воспалительные заболевания дыхательных путей, острые забо­левания внутренних органов, перенесенные менее чем 2—3 мес тому назад, носительство дифтерийных палочек в носоглотке, заболевания крови, резкое истощение ребенка, хронические воспалительные процессы почек или лоханок и т. д. По месту жительства больному проводятся лабораторные исследования (общий анализ крови, мочи, исследования кала на яйца глистов), рентгеноскопия грудной клетки, организуется консультация участкового педиатра, который решает вопрос об отсутствии противопоказаний к операции. Больному проводится тщательная санация полости рта. Санация носоглотки (аденоэктомия, тонзиллэктомия, лечение средних отитов, евстахеитов) при расщелинах неба должна проводиться до оперативных вмеша­тельств на небе. Хирургическая санация носоглотки должна пред­шествовать пластике неба, так как технически она осуществляется при наличии расщелины легче и условия для пластической опера­ции (уранопластики) после санации улучшаются.

Оптимальным периодом для операции на небе следует считать дошкольный возраст. Ведущим аргументом в пользу этого срока служит социально-бытовая перемена в жизни ребенка — необходимость войти в школьный коллектив. Кроме того, практически заканчива­ется рост верхней челюсти в ширину.

При расщелинах только мягкого неба оперативные вмешатель­ства могут быть произведены значительно раньше, в 2—3 года. При расщелинах мягкого и твердого неба операция производится в 5—6 лет, а при расщелинах мягкого, твердого неба и альвеоляр­ного отростка, сопровождающихся наиболее выраженными анатомиче­скими нарушениями, оптимальным считается возраст ребенка 6—7 лет.

Диспансерное наблюдение и реабилитация детей с системными аномалиями и пороками имеет свои особенности. Полное вос­становление анатомических форм и функций у данного контингента больных сложнее, а подчас и не осуществимо. Тем не менее меди­цинская и социальная реабилитация детей с системными пораже­ниями должна осуществляться в пределах тех возможностей, кото­рые существуют в данное время. После выявления больного с множественными пороками и аномалиями необходимо провести углуб­ленное исследование для уточнения характера поражения и состав­ления плана лечения.

Помимо клинического обследования, больным данной группы проводится рентгенологическое исследование. Особо информативна ортопантомография. Больным с синдромами первой и второй жабер­ных дуг необходимо проводить аудиологическое, электромиографиче­ское, урографическое исследование. Для составления рационального плана лечения привлекаются, помимо специалистов центра диспан­серизации, уролог, офтальмолог, невропатолог и другие необходимые специалисты. Стоматологическая помощь заключается в проведении лечебной гимнастики, ортодонтического лечения. Комплексная хирур­гическая помощь данному контингенту больных разработана еще недостаточно. На основании исследований, проведенных Б. Ц. Донду-ковым (1984) для больных с синдромами первой и второй жаберных дуг определена следующая очередность восстановительных операций, которая должна учитывать также индивидуальный характер и тяжесть порока: удаление предушных придатков и пластика углов рта при макростоме производится в возрасте до 1 года; реконструктивные операции на нижней челюсти —не ранее 10—12 лет; контурная пла­стика недоразвитых отделов лицевого скелета не должна проводиться ранее 15—16 лет; пластическое восстановление ушных раковин Б. В. Кручинский (1978) рекомендует начинать не ранее чем в 7 лет.

Больные с врожденными аномалиями и пороками, как правило, нуждаются в лечении или наблюдении специалистами на протяжении всего периода детства. В связи с этим территориальная отдален­ность центров диспансеризации от места проживания ребенка часто препятствует постоянному контролю за ним (бывает связано и с необходимостью материальных затрат родителей и потерей их рабо­чего времени). Поэтому вполне обосновано создание в нашей стране школ-интернатов или специализированных детских дошкольных учреждений для этого контингента больных. Сочетание общеобразо­вательного обучения и специализированного медицинского обслужи­вания зарекомендовало себя положительно и заслуживает развития.

В крупных городах и на территориях, где сеть ортодонтической, логопедической и других специальных служб развита хорошо, диспансерное наблюдение может строиться по другому типу. Кон­сультативно-методический центр в составе тех же специалистов выполняет консультативные и организаторские функции, а так же функции контроля. Лечение (кроме хирургического) проводится по месту жительства, без отрыва ребенка от обычных условий жизни в семье.

Основным условием любой формы диспансерного наблюдения должна быть взаимосвязь и преемственность работы специалистов. Создание системы специализированной помощи для больных с

Врожденными пороками не исключает, а предусматривает участие в ней детского стоматолога поликлиники. Участковый врач должен знать конкретные организационные формы оказания помощи детям с пороками развития в данной административной зоне. В его обязан­ности входит выявление больных на участке, оказание первичной консультативной помощи, проведение разъяснительной работы с родителями о характере заболевания, возможностях, месте и времени оказания помощи. Участковый детский стоматолог в ряде случаев может организовать всю предоперационную подготовку больного (санация, консультации и при необходимости лечение у педиатра, отоларинголога и других специалистов). Его непосредственной обязанностью является своевременное направление больного ребенка в центр по оказанию помощи больным с пороками. В дальнейшем задачей участкового детского стоматолога является контроль за выполнением рекомендации консультативно-методического центра, за своевременностью выполнения этапов комплексного лечения, участие в разрешении социальных сторон жизни ребенка (содействие в выде­лении мест в детском саду, яслях, разъяснение характера заболе­вания и его прогноза педагогам школьного коллектива, где обу­чается ребенок и т. д.).

Эффект лечебных мероприятий будет высоким там, где свое­временно выполняются все этапы комплексной помощи, а в ее осу­ществлении принимают участие детские стоматологи поликлиник и специалисты консультативно-методических центров.

Похожие записи:

Прокомментить