Восстановление правильной речи зависит от возраста и интеллекта больного
Последние получают рекомендации и конкретные задания для домашних упражнений. Восстановление правильной речи зависит от возраста и интеллекта больного, степени анатомических нарушений и качества проведенной операции, длительности до - и послеоперационного обучения, наличия или отсутствия сопутствующих расщелине общих и местных патологических факторов. Средние сроки восстановления речи —2—4 мес [Ходорковская В. А., 1969; Захарова Н. П., 1974].
По данным Б. Я. Булатовской (1974), у 31,5% больных с расщелинами выявлены нервно-психические расстройства, чаще в виде неврозов. Отмечается также задержка психического развития, олигофрения (встречается в 10 раз чаще, чем у детей, не имеющих подобных пороков). В связи с этим в центре диспансеризации детей с данным пороком развития должен работать психоневролог. Постоянное наблюдение за психическим развитием ребенка, своевременно данные родителям рекомендации могут предотвратить тяжелые психические нарушения, возникающие на почве ощущения ребенком своей неполноценности.
Расщелины лица и неба нередко комбинируются с другими пороками развития: тетрадой Фалло, открытым аортальным протоком, гидроцефалией, синдромом Пьера—Робина, хондродистрофией, кретинизмом, синдактилией, полидактилией, анадактилией, врожденной кишечной непроходимостью, свищами нижней губы, аплазией ушных раковин и пр. В этих случаях организуются консультации соответствующих специалистов и оказывается своевременная специализированная помощь ребенку.
В настоящее время оптимальными сроками оперативных вмешательств при расщелинах верхней губы являются первые месяцы жизни ребенка. Конкретизация этих сроков зависит от условий работы центра, общего состояния ребенка и вида расщелины. Прогрессивное в целом начинание (оперативные вмешательства в первые дни после рождения) должно применяться с учетом конкретных условий. Там, где в настоящее время открыты отделения для хирургии новорожденных, целесообразно в них проводить хейлопластику в первые дни после- рождения. Больным с двусторонней расщелиной верхней губы операцию проводят одномоментно (в один этап) или в два этапа — сначала оперируется расщелина с одной стороны, затем, спустя 3 мес, с противоположной. После оперативного вмешательства у больного с изолированной расщелиной верхней губы все измененные функции, как правило, нормализуются. В тех случаях когда после операции глубина преддверия остается недостаточной, на 1—2-м году жизни целесообразно провести еще одну операцию — формирование преддверия. Это даст возможность восстановить подвижность губы, улучшить речь и создать условия для последующего ортодонтического лечения, если оно окажется необходимым.
Нередко после операции в раннем возрасте остается та или иная степень деформации носа и различных отделов верхней губы. В ряде случаев эти деформации обусловлены анатомическими предпосылками (такими, например, как недоразвитие подлежащей костной ткани) и не должны рассматриваться как осложнение операции, проведенной в раннем возрасте, когда нельзя осуществить приемы реконструкции, осуществляемые у детей старшего возраста и у взрослых. В других случаях они обусловлены неравномерностью роста отдельных хрящевых и костных образований [Новоселов Р. Д., 1972]. Коррекция рубцовой деформации верхней губы в случаях ее яркого проявления возможна в возрасте до 4—6 лет, т. е. к школьному периоду ребенка. Исправление деформаций носа целесообразно осуществлять после 12 лет, т. е. в период, когда в основном заканчивается его рост и формирование. Более ранние корригирующие операции, имеющие целью исправление деформаций носа, проводят в тех случаях, когда имеются функциональные нарушения (отсутствие дна носового хода и попадание жидкой пищи в нос) или грубые косметические дефекты, угнетающие больного и родителей.
Таким образом, в период новорожденности проводятся важные этапы экстренной и плановой помощи. Направлению больного на лечение в специализированное лечебное учреждение должна предшествовать подготовка к операции по месту жительства. Прежде всего следует исключить общие противопоказания к операции: острые воспалительные заболевания дыхательных путей, острые заболевания внутренних органов, перенесенные менее чем 2—3 мес тому назад, носительство дифтерийных палочек в носоглотке, заболевания крови, резкое истощение ребенка, хронические воспалительные процессы почек или лоханок и т. д. По месту жительства больному проводятся лабораторные исследования (общий анализ крови, мочи, исследования кала на яйца глистов), рентгеноскопия грудной клетки, организуется консультация участкового педиатра, который решает вопрос об отсутствии противопоказаний к операции. Больному проводится тщательная санация полости рта. Санация носоглотки (аденоэктомия, тонзиллэктомия, лечение средних отитов, евстахеитов) при расщелинах неба должна проводиться до оперативных вмешательств на небе. Хирургическая санация носоглотки должна предшествовать пластике неба, так как технически она осуществляется при наличии расщелины легче и условия для пластической операции (уранопластики) после санации улучшаются.
Оптимальным периодом для операции на небе следует считать дошкольный возраст. Ведущим аргументом в пользу этого срока служит социально-бытовая перемена в жизни ребенка — необходимость войти в школьный коллектив. Кроме того, практически заканчивается рост верхней челюсти в ширину.
При расщелинах только мягкого неба оперативные вмешательства могут быть произведены значительно раньше, в 2—3 года. При расщелинах мягкого и твердого неба операция производится в 5—6 лет, а при расщелинах мягкого, твердого неба и альвеолярного отростка, сопровождающихся наиболее выраженными анатомическими нарушениями, оптимальным считается возраст ребенка 6—7 лет.
Диспансерное наблюдение и реабилитация детей с системными аномалиями и пороками имеет свои особенности. Полное восстановление анатомических форм и функций у данного контингента больных сложнее, а подчас и не осуществимо. Тем не менее медицинская и социальная реабилитация детей с системными поражениями должна осуществляться в пределах тех возможностей, которые существуют в данное время. После выявления больного с множественными пороками и аномалиями необходимо провести углубленное исследование для уточнения характера поражения и составления плана лечения.
Помимо клинического обследования, больным данной группы проводится рентгенологическое исследование. Особо информативна ортопантомография. Больным с синдромами первой и второй жаберных дуг необходимо проводить аудиологическое, электромиографическое, урографическое исследование. Для составления рационального плана лечения привлекаются, помимо специалистов центра диспансеризации, уролог, офтальмолог, невропатолог и другие необходимые специалисты. Стоматологическая помощь заключается в проведении лечебной гимнастики, ортодонтического лечения. Комплексная хирургическая помощь данному контингенту больных разработана еще недостаточно. На основании исследований, проведенных Б. Ц. Донду-ковым (1984) для больных с синдромами первой и второй жаберных дуг определена следующая очередность восстановительных операций, которая должна учитывать также индивидуальный характер и тяжесть порока: удаление предушных придатков и пластика углов рта при макростоме производится в возрасте до 1 года; реконструктивные операции на нижней челюсти —не ранее 10—12 лет; контурная пластика недоразвитых отделов лицевого скелета не должна проводиться ранее 15—16 лет; пластическое восстановление ушных раковин Б. В. Кручинский (1978) рекомендует начинать не ранее чем в 7 лет.
Больные с врожденными аномалиями и пороками, как правило, нуждаются в лечении или наблюдении специалистами на протяжении всего периода детства. В связи с этим территориальная отдаленность центров диспансеризации от места проживания ребенка часто препятствует постоянному контролю за ним (бывает связано и с необходимостью материальных затрат родителей и потерей их рабочего времени). Поэтому вполне обосновано создание в нашей стране школ-интернатов или специализированных детских дошкольных учреждений для этого контингента больных. Сочетание общеобразовательного обучения и специализированного медицинского обслуживания зарекомендовало себя положительно и заслуживает развития.
В крупных городах и на территориях, где сеть ортодонтической, логопедической и других специальных служб развита хорошо, диспансерное наблюдение может строиться по другому типу. Консультативно-методический центр в составе тех же специалистов выполняет консультативные и организаторские функции, а так же функции контроля. Лечение (кроме хирургического) проводится по месту жительства, без отрыва ребенка от обычных условий жизни в семье.
Основным условием любой формы диспансерного наблюдения должна быть взаимосвязь и преемственность работы специалистов. Создание системы специализированной помощи для больных с
Врожденными пороками не исключает, а предусматривает участие в ней детского стоматолога поликлиники. Участковый врач должен знать конкретные организационные формы оказания помощи детям с пороками развития в данной административной зоне. В его обязанности входит выявление больных на участке, оказание первичной консультативной помощи, проведение разъяснительной работы с родителями о характере заболевания, возможностях, месте и времени оказания помощи. Участковый детский стоматолог в ряде случаев может организовать всю предоперационную подготовку больного (санация, консультации и при необходимости лечение у педиатра, отоларинголога и других специалистов). Его непосредственной обязанностью является своевременное направление больного ребенка в центр по оказанию помощи больным с пороками. В дальнейшем задачей участкового детского стоматолога является контроль за выполнением рекомендации консультативно-методического центра, за своевременностью выполнения этапов комплексного лечения, участие в разрешении социальных сторон жизни ребенка (содействие в выделении мест в детском саду, яслях, разъяснение характера заболевания и его прогноза педагогам школьного коллектива, где обучается ребенок и т. д.).
Эффект лечебных мероприятий будет высоким там, где своевременно выполняются все этапы комплексной помощи, а в ее осуществлении принимают участие детские стоматологи поликлиник и специалисты консультативно-методических центров.
Похожие записи:
