В рекомендациях vii всесоюзного съезда стоматологов было записано
В рекомендациях VII Всесоюзного съезда стоматологов было записано: просить Министерство здравоохранения СССР ввести в номенклатуру врачебных специальностей специальность врач - стоматолог детский.
В соответствии с этими рекомендациями, опираясь на конкретные достижения в вопросах организации службы, научных разработок по профилактике стоматологических заболеваний у детей, использования эффективных методов планового лечения заболеваний зубов, аномалий прикуса, заболеваний краевого пародонта, одонтогенных воспалительных процессов, опухолей, травм, пороков развития лица и челюстей и т. д. и т. д.. Министерством здравоохранения СССР был издан приказ № 670 от 12.06.84 г. «Об улучшении стоматологической помощи населению», согласно которому в номенклатуру врачебных специальностей введена специальность «стоматолог детский».
В соответствии с этим приказом утверждено Положение о детском стоматологе, введена интернатура по детской стоматологии, а также инструкция о порядке аттестации детского стоматолога на соответствие занимаемой должности и на врачебную категорию.
Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР (№ 309-л от 24 марта 1980 г) «О назначении внештаного главного детского стоматолога МЗ СССР» в целях улучшения организации медицинской помощи по стоматологическим заболеваниям был назначен главный детский стоматолог Министерства здравоохранения СССР и приказами союзных республик — внештатные главные детские стоматологи министерств здравоохранения союзных республик.
Главные детские стоматологи через руководителей лечебно-профилактических учреждений и местные органы здравоохранения обеспечивают организационно-методическое руководство работой детских стоматологических учреждений. Они проводят мероприятия по обеспечению детского населения стоматологической помощью, внедряют новые методы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний у детей, организуют консультативную службу во вверенных им учреждениях и на врачебных участках.
Большое внимание главные детские стоматологи уделяют контролю за качеством работы, анализу учетной и отчетной документации всех структурных подразделений детского стоматологического профиля (поликлиника, отделение, стационар, кабинеты, врачебные участки в школах, детских садах и т. д.).
Задачей главного специалиста является организация повышения квалификации и усовершенствования детских стоматологов, при этом используются все формы работы — местные базы, базовые городские, краевые и областные поликлиники, институты и факультеты усовершенствования врачей, а также кафедры детской стоматологии.
С целью рационального планирования всей лечебной и профилактической работы в различных регионах нашей страны главный детский стоматолог организует специальные осмотры 12-летних детей с целью изучения интенсивности стоматологических заболеваний у детей данного административного района с учетом географических условий местности*. Главный детский стоматолог участвует в составлении и следит за выполнением перспективных планов развития стоматологии детского возраста, внедрением комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний согласно методическим указаниям Министерства здравоохранения СССР 1986 г. и др.
В настоящее время стоматологическая помощь детям структурно составляет звено всей стоматологической службы в СССР.
Современная стоматологическая помощь детям в СССР носит плановый и инициативный характер, т. е. наряду с возможностью получить стоматологическую помощь по мере необходимости и желания детей и их родителей в поликлинике существуют также плановые осмотры детей на педиатрическом участке, в комнате здорового ребенка, в соматической поликлинике, в детских дошкольных учреждениях, школах, где выявляются дети, нуждающиеся в лечении у стоматолога любого профиля, проводится лечение заболеваний и комплекс профилактических плановых мероприятий.
Главным звеном в организации детской стоматологической помощи является самостоятельная поликлиника как организационно-методический центр по организации этого вида помощи.
Детские стоматологические поликлиники должны быть мощными, способными обеспечить лечебную, профилактическую работу, создать специализированные виды службы (ортодонтическое, физиотерапевтическое, рентгенологическое отделения или кабинеты, кабинеты для лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта, кабинет пародонтологии и др.) (схема 1, 2).
* Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), чтобы обеспечить сравнительное изучение распространенности кариеса во всем мире, предложила классификацию, включающую 5 степеней пораженности: очень низкая, когда КПУ 12-летних детей от 0,0 до 1,1; низкая — от 1,2 до 2,6; умеренная — 2,7—4,4; высокая — 4,5—6,5; очень высокая — 6,6 и более.
Схема 1. Система детской стоматологической службы в общей структуре стоматологической помощи населению.
Согласно приказу Министерства здравоохранения СССР (№ 340 от 30 апреля 1968 г.), на обслуживание 10000 детского населенияв городе выделяется 4,5 врачебные должности и на селе 2,5 врачебной должности. Эффективное использование этих штатов позволяет при достаточно высокой заболеваемости детей организовать работу так, чтобы все дети были охвачены санацией полости рта, диспансерным наблюдением и в соответствии с целевым планированием обеспечены специализированной помощью.
Современная стоматология детского возраста за годы Советской власти достигла таких успехов, которые позволяют в настоящее время приступить к реализации самой главной задачи — вырастить ребенка со здоровыми зубами и органами полости рта.
Решение этой задачи становится возможным в связи с переходом на диспансерный метод обслуживания всего детского населения у стоматолога — на диспансеризацию.
Специалисты по социальной гигиене определяют диспансеризацию как метод медико-санитарного обслуживания населения, включающего в себя комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий с целью сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности.
Научной основой диспансеризации является диалектическое понимание единства между биологическим и социальным факторами. Этической основой диспансеризации является социалистический гуманизм— ведущий принцип всей медицинской деятельности в социалистических странах.
Первое определение диспансеризации как метода медико-санитарного обслуживания населения в социалистическом обществе дал в 1926 г. Н. А. Семашко— министр здравоохранения первого в мире социалистического государства.
В 1924 г. на VIII Всероссийском съезде бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей Н. А. Семашко призывал сосредоточить внимание на профилактике: «Профилактика — это путь, по которому мы идем, диспансеризация —это метод для осуществления задач профилактики».
Диспансеризация детей у стоматолога предусматривает обязательное во все возрастные периоды проведение плановой санации полости рта, плановое проведение профилактических мероприятий в отношении кариеса и аномалий прикуса, создание благоприятных условий формирования и созревания тканей зуба, пародонта, всей зубочелюстной системы и воспитание правильных гигиенических навыков.
Необходимыми условиями для перехода на диспансерный метод обслуживания детей у стоматолога является участковый принцип работы каждого стоматолога с пофамильным списком детей участка, индивидуальное планирование работы врача на участке и учет эффективности работы по показателям: охват диспансерным наблюдением детей участка; процент санированных и здоровых на участке; количество случаев осложненного кариеса на 1 ООО детей участка: а) временных зубов, б) постоянных зубов; количества отсутствующих постоянных зубов на 1000 детей участка.
Похожие записи:
