Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Пути внедрения профилактики кариеса зубов у детей

Необходи­мым условием для внедрения мероприятий по профилактике кариеса зубов должно быть правильное управление всей службой детской стоматологии. И вопросы профилактики должны решаться с позиций системного подхода. В силу высокой заболеваемости детей кариесом зубов в детской стоматологической службе должен быть решен вопрос о том, чтобы профилактические мероприятия сочетались с лечебными — санацией полости рта и не наносили ей урона. А для этого необходимо составление программ комплексной профилактики проводить с учетом показателей заболеваемости детей кариесом в регионе, достигнутого уровня стоматологической помощи детям и кадровыми возможностями. Программы должны быть индивидуальны­ми для каждого региона и планироваться на конкретные сроки.

Выбор программы не может быть стандартизированным для всех детских стоматологических учреждений. Для конкретного варианта программы надо оценить ситуацию с разных сторон, опираясь на научное обоснование, опыт других учреждений и логику поиска.

Современная наука о профилактике вообще и кариеса зубов у детей в частности свидетельствует о том, что ее можно проводить на массовом (популяционном) уровне, на групповом уровне и инди­видуальном. Однако возможность внедрения каждого из уровней обусловлена многими факторами.

В первую очередь профилактические мероприятия необходимо планировать исходя из заболеваемости кариесом детского населения и, в частности, 12-летних детей, и определения региона интенсив­ности кариеса соответственно рекомендациям ВОЗ (1981). Надо заметить, что этот показатель объективен на довольно ограничен­ном контингенте. Так, например, в Москве этот показатель колеблется от 2,1 (Сокольнический район) и до 6,75 (Фрунзенский район). Вот почему должен быть обследован каждый регион и участок работы.

Наряду с показателями заболеваемости имеют значение кадровые возможности учреждения, и здесь надо сказать о целесообразности планирования работы не на основе ресурсного, а по принципу целевого планирования. Основной целью является 100% охват детского населения одноразовой санацией полости рта.

Вот почему на достижении цели — 100% охвата детей одноразовой санацией полости рта на короткий период времени— должны быть сосредоточены все специалисты. Для этого могут быть приемлемы любые методы —и централизованный, и децентрализованный, и привлечение врачей взрослой сети и т. д. Однако во время реализа­ции этой цели нельзя допускать, чтобы игнорировались профилак­тические мероприятия. В этот период наиболее доступны общего­сударственные меры профилактики (фторирование питьевой воды, исключение из школьных буфетов кондитерских изделий, введение в третье блюдо дошкольникам и школьникам фтор-, кальций-, и фосфорсодержащих препаратов или специальных добавок в виде морской капусты, комплекса витаминов и др.), а также использование средств наглядной агитации для воспитания у детей и их родите­лей правильных гигиенических навыков, упорядочения употребления сладкого и т. д.

Все эти меры профилактики не требуют приложения рук врача-стоматолога и не отвлекают его от работы по санации полости рта, в то же время они дают достаточный профилактический эффект.

Исходя из содержания методов профилактики на этом этапе, вся программа не должна осуществляться одними стоматологами. Программа должна быть обсуждена и утверждена на заседаниях Совета Министров республики, исполкомов областного, городского, районного и т. д. Советов народных депутатов и для ее реализации с полной ответственностью должны быть привлечены отделы народ­ного образования, Главного аптечного управления, дома санитарного просвещения, подведомственные торговые организации, отделы общественного питания, санитарный надзор, педиатры, в службе которых выделен специалист, ответственный за профилактическую работу с детыми, и назначен Главный внештатный специалист по профилактической работе с детьми. Подобные специалисты назна­чаются в каждой республике, крае, области, городе и т. д. Утвержде­но положение об этом специалисте, согласно которому он и должен привлекаться к реализации программы профилактики кариеса зубов.

По мере охвата детей санацией полости рта и внедрения мас­совых средств профилактики следует одновременно формировать группы для диспансерного наблюдения, ориентируясь на степень активности кариеса, и сразу закрепить их за одним врачом и начи­нать формирование участковой службы. Следующий учебный год необходимо начинать на этом участке с лечения детей третьей диспансерной группы, применяя комплекс современных средств, повышающих устойчивость зубов к кариесу, рациональное пломбиро­вание и выбор эффективных методов лечения кариеса, пульпитов и периодонтитов, строго соблюдая интервалы между осмотрами детей этой группы, расширяя показания для удаления периодонтитов вре­менных зубов и т. д.

Опыт показал, что переход от однократной санации полости рта на диспансеризацию, выделение групп детей с наиболее тяжелыми формами патологии приводит к появлению резерва времени и оказывается организационно очень удобным для внедрения групповых методов профилактики кариеса зубов у детей.

К методам групповой профилактики относятся применение фтор-содержащих гелей, лаков, таблеток (витафтор, видехол), глицеро­фосфата кальция, витаминов Bi и Be, специальные режимы питания, а также обработка зубов реминерализующими растворами и т. д.

Эти методы и средства, разработанные нашими учеными, показа­ли высокую эффективность при использовании их у детей до­школьного, младшего школьного возрастов и особенно в группах детей с наиболее тяжелыми формами кариеса.

Реализацию программ групповых профилактических мероприятий можно проводить в школьном стоматологическом кабинете, в спе­циальном кабинете гигиены полости рта или в выделенном для профилактических мероприятий помещении школы.

Программ групповых методов профилактики много, каждая из них имеет преимущества и недостатки.

В клинике кафедры стоматологии детского возраста ЦОЛИУВ— детской стоматологической поликлинике № 26 Москвы в течение ряда лет по мере перехода на диспансеризацию детского населения у стоматолога и при работе по участковому принципу всем детям 1—3-го классов проводится контролируемая чистка зубов гигиениче­ской пастой, аппликации 10% раствора глюконата кальция на 2^4 мин и ротовые ванночки с 0,2% раствором фторида натрия на 2—4 мин. Данный комплекс повторяется 3-^4 раза в год.

На подготовку и проведение данного комплекса в среднем затра­чивается 45 мин на 10 человек (т. е. 4—5 мин на одного ребенка). И, как показали результаты исследований, проведенных Н. В. Моро­зовой и соавт. (1985), профилактический комплекс целесообразно про­водить после большой перемены, т. е. после завтрака, на третьем уроке (после чего в течение двух уроков и перемены между ними ребенок не принимает пищи). Возможность проведения трех — четырех процедур в год легко осуществляется (если в день на одном третьем уроке 10 детям будут проведены профилактические проце­дуры, то 400 детей (т. е. учащиеся десяти классов начальной школы, например, 4 первых класса, 3 вторых и 3 третьих) получат их четыре раза в год на 160 уроках. Расширяется этот комплекс за счет увеличения объема профилактических манипуляций при каждом посе­щении стоматолога с целью санации полости рта.

Число посещений врача-стоматолога в течение года детьми 1—3-х классов зависит от принадлежности ребенка к диспансерной группе и нуждаемости в лечении. В среднем дети I диспансерной группы посещают врача два раза, II группы —три, III группы — четыре раза в год. Исходя из уровня поражения постоянных зубов, эта методика позволяет основной группе детей с КПУ = 0 в течение года получить 5—6 процедур, детям с КПУ=1—3 получить в тече­ние года 7—8 процедур и детям с КПУ = 4 и более в основной массе получить не менее 8 процедур в год.

Похожие записи:

Прокомментить