Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта
Заболевания слизистой оболочки полости рта в основной своей массе относятся к разряду болезней, профилактика которых требует не только пассивно-оборонительных, но в большей степени активно-конструктивных мер, направленных на человека и среду обитания.
В настоящее время эпидемиология заболеваний слизистой оболочки полости рта является не вполне изученной, однако большинство заболеваний ранжировано в возрастном аспекте, и их распределение находится в прямой зависимости от степени зрелости иммунокомпе-тентной системы ребенка на различных ее уровнях и в различных ее звеньях.
Так, на первом году жизни легко возникают травматические повреждения даже от мягкой и эластичной пустышки или соски.
У детей этого возраста легко развиваются также грибковые заболевания.
В раннем детском возрасте от 1 года до 3 лет характерным заболеванием является острый герпетический стоматит, а также у некоторых детей — рецидивирующий герпетический стоматит.
В дошкольном возрасте о т 4 д о 7 лет проявляются рецидивирующие афты полости рта, а также рецидивирующий герпетический стоматит.
У школьников наиболее характерны болезни губ (хронические трещины, заеды, «метеорологический» и другие хейлиты), рецидивирующие афты полости рта, многоформная экссудативная эритема, рецидивирующий герпетический стоматит (обычно в средне-и тяжелых, иногда непрерывнорецидивирующих формах) с аллергическим компонентом.
Факторами риска в развитии заболеваний слизистой оболочки полости рта у детей (управляемыми с точки зрения стоматологов, родителей, воспитателей, педиатров, медицинского персонала детских учреждений, педиатров и т. п.) являются следующие:
С одной стороны: 1) травма, 2) вирусы, 3) инфекция: грибковая, бактериальная, специфическая и т. д.; с другой стороны: 1) низкая резистентность организма к различным инфекционным факторам, 2) аномалии конституции, проявления аллергии, 3) заболевания организма ребенка (инфекционные, анемии, лейкозы и пр.).
Меры профилактики разные в различные возрастные периоды. Для каждого периода те или иные меры приобретают преимущественное значение, хотя полностью могут не утрачивать свою роль и в другие сроки.
У детей первого года жизни мерами первичной профилактики являются: 1) предотвращение травмы путем дозированного использования пустышки, сосок (притом небольшой длины), организация присмотра за ребенком, тянущим буквально все в рот; 2) общеоздоровительные меры (режим дня, питания, прогулки, водные процедуры, плавание, массаж и т. п.); 3) наблюдение за развитием ребенка, за процессами пищеварения (копрограмма, контрольные кормления, ведение дневника питания, наблюдение за характером стула, увеличением массы тела и т. п.)
Вторичная профилактика должна быть направлена на своевременное лечение травматических повреждений, устранение вызвавшей их причины, а также своевременного и эффективного лечения детей с кандидозом, направление на консультацию к педиатру, микологу и т. п.
В период от 1 года до 3 лет первичная профилактика заключается в: 1) изоляции детей от контакта с больными, страдающими острой или рецидивирующей вирусной инфекцией (в этом отношении большое значение также имеет организация в стоматологических поликлиниках изолированных кабинетов для лечения стоматитов, дезинфекция помещений кабинетов с помощью бактерицидных и ультрафиолетовых ламп, обеззараживание содержимого плевательниц раствором лизола перед выведением во внешнюю среду и т. п.); 2) организации присмотра за детьми с целью предупреждения различных видов травмы; 3) закаливании детей; 4) применении противовирусных препаратов (интерферон, теброфеновая мазь и пр.) для ослабленных и часто болеющих детей в условиях неблагоприятной вирусологической обстановки (проявление рецидивирующей инфекции у взрослых, окружающих малыша — в этих случаях обязанных пользоваться масками, заболевания острым герпетическим стоматитом в детском дошкольном учреждении); 5) УФО-облучение с целью стимулирования выработки эндогенного интерферона в тех же условиях эпидобстановки.
Задачами вторичной профилактики являются: 1) уменьшение риска заболеваний рецидивирующим герпетическим стоматитом, т. е. числа рецидивов герпетической инфекции полости рта у детей, перенесших острое заболевание. Риском формирования рецидивирующего заболевания обладают преимущественно дети при наличии определенного ряда признаков [Мельниченко Э. М., 1984]. Решение этой задачи заключается в: 1) обязательном использовании противовирусных препаратов для лечения острого герпетического стоматита и обеспечении тактики лечения, направленной на формирование иммунитета: употреблении жаропонижающих средств лишь для профилактики и устранения гипертермического синдрома, правильном уходе за ребенком, 2) снижении интенсивности заболевания у детей, больных острым герпетическим стоматитом, путем
— а) направления заболевшего ребенка в специализированный кабинет для лечения стоматита или к стоматологу (Назначение противовирусных препаратов в ранние сроки заболевания позволит предотвратить последующее развитие картины стоматита, сократить число высыпаний и т. п. Своевременное направление детей к стоматологу зависит от правильной и ранней диагностики педиатром. Поэтому содружественная работа с педиатрами своего участка является в этом отношении задачей детского стоматолога, и в функциональные обязанности специалиста, занимающегося лечением стоматитов, входит именно эта работа, также как и посещение д. д.у., где наблюдаются заболевания ОГС, а не работа в терапевтическом кабинете при отсутствии больных стоматитом);
— б) лечение симптомов гингивита с первых же дней заболевания.
В период дошкольного возраста от 4 до 7 лет первичная профилактика в основном заключается в: 1) проведении общеукрепляющих мер (закаливание, занятия спортом, например, плаванием, лыжами, коньками и т. д., обеспечение режима дня, пребывания на свежем воздухе, солнечные и воздушные ванны и пр.); 2) организации рационального питания, сбалансированного в соответствии с возрастом и особенностями конституции ребенка. Одной из мер контроля физиологического пищеварения является: наблюдение за аппетитом, самочувствием и характером стула ребенка, копрологи-ческое исследование.
Методами вторичной профилактики являются: 1) длительное применение противовирусных средств в период рецидива герпетической инфекции (до полной эпителизации элементов высыпаний); 2) лечение и реабилитация детей с симптомами рецидивирующих афт полости рта с этапными эпикризами в процессе диспансерного наблюдения.
В ш к о л ь н ом возрасте первичная профилактика должна быть основана на: 1) общеоздоровительных мерах (режим дня, занятий, пребывания на свежем воздухе, спорт): 2) организации сбалансированного питания по режиму; 3) у детей с аномалиями конституции — на ограничении применения лекарственных препаратов, в особенности, жаропонижающих, аналгеэирующих, антибиотиков, сульфаниламидов,—на рациональном, индивидуально подобранном питании; 4) обеспечении полного выздоровления и реабилитации после ОРЗ и других заболеваний; 5) обеспечении правильной архитектоники губ, носового дыхания.
Методы вторичной профилактики сводятся к диспансеризации детей с многоформной экссудативной эритемой, болезнями губ и др.
Все изложенное выше характеризует различные стороны первичной и вторичной профилактики, являющейся в настоящее время одной из актуальных проблем педиатрии.
Похожие записи:
