Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Принципы организации профилактики стоматологических заболеваний у детей

Профилактика — это система государственных, социальных, гигие­нических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней (БМЭ, 1984).

В решениях XXVI и XXVII съездов КПСС профилактика опре­деляется как комплексная программа охраны здоровья народа и в первую очередь детей. Обеспечение этой программы — задача широкого круга специалистов, не только медиков, но и органи­заторов, педагогов, социологов, философов и т. д. На симпозиуме, посвященном проблеме: «Методологические, социально-гигиени­ческие и клинические аспекты профилактики заболеваний в условиях развитого социалистического общества» (1984), было указано, что для сохранения здоровья человека необходимо изу­чать не только и не столько причины возникновения и разви­тия болезни, сколько закономерности сохранения здоровья, научиться управлять здоровьем населения.

С этих позиций представляет интерес классификация основных видов медицинской профилактической деятельности [О. П. Щепин, Г. И. Царегородцев, В. Г. Герохин, 1983], согласно которой всю профилактическую деятельность можно представить в виде борьбы за здоровье: поддержание исходного уровня здоровья, укрепления здоровья путем его коррекции и регуляции жизнедеятельности, управление здоровьем и т. д. и борьбы с болезнью: профилактика заболеваемости, осложнений, перехода в хроническую форму, обострений при хронической болезни и т. д., т. е. это стратегия и тактика профилактической деятельности.

ВОЗ классифицирует профилактические мероприятия с позиции первичной и вторичной профилактики, выделяя в системе профилактики два звена или две стадии единого профилакти­ческого процесса: первичную профилактику и вторичную.

Первичная профилактика — это система социальных, меди­цинских и гигиенических воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчи­вости организма к воздействиям неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды (БМЭ, 1984).

Главной задачей первичной профилактики является повыше­ние уровня здоровья населения с использованием всех возмож­ных путей, методов и средств, чтобы ни один здоровый ребенок не перешел в группу больных, т. е. это профилактика в груп­пе здоровых детей.

Основные задачи, которые должны решать стоматологи при разработке программ первичной профилактики кариеса зубов, могут быть сформулированы как:

1) создание условий для полноценного формирования и первич­ной минерализации твердых тканей зуба;

2) обеспечение физиологического течения процесса созрева­ния твердых тканей зуба (вторичная минерализация), при не­обходимости — стимуляция этих процессов;

3) предотвращение или устранение формирования кариесоген-ной ситуации в полости рта.

Многообразие форм, методов первичной профилактики предусматривает разработку критериев оценки ее эффективности: на основании каких показателей мы можем судить о достоинстве или недостатке той или иной методики, программы профилак­тики?

Переход ребенка из группы здоровых детей в группу детей, имеющих стоматологическую патологию, свидетельствует о том, что не все возможные меры профилактики были учтены и своевременно назначены.

Вторичная профилактика предусматривает мероприятия, направ­ленные на раннее выявление заболевания, предупреждение ре­цидивов, прогрессирования процесса и возможных осложнений заболевания.

Вторичная профилактика является частью программы реаби­литации.

Реабилитация — это система государственных, социальных, экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно-полезному труду, нашла свое отражение в резолю­ции IX Совещания министров здравоохранения и социального обеспечения социалистических стран в 1967 г. в Праге.

За прошедшие после этого совещания годы проведено много исследований по вопросам медицинской реабилитации. Реабили­тация в педиатрии начинается с момента возникновения забо­левания, травмы, дефекта развития и тесно связана с лечебными мероприятиями и на первых порах составляет их часть и заканчива­ется восстановлением здоровья ребенка [Лепарский Е. А. и др., 1980; Воздвиженский С. И. и др., 1980, и др.).

Таким образом, реабилитация включает в себя мероприятия по лечению и вторичной профилактике заболевания.

Следовательно, вторичная профилактика проводится у людей, уже страдающих каким-любо заболеванием. И если средства и методы первичной и вторичной профилактики могут быть одни и те же, то критерии оценки эффективности вторичной профилак­тики будут отличаться от таковых в первичной.

Вторичная профилактика может считаться эффективной, если патологический процесс стабилизировался, уменьшилась степень тяжести его течения и т. д.

Таким образом, при разработке комплекса мероприятий вто­ричной профилактики необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и характер течения патологического процесса.

На современном уровне развития стоматологической помощи детям профилактика невозможна без планирования, без управ­ления развитием здоровья.

Планирование профилактических мероприятий возможно на общегосударственном, групповом и индивидуальном уровнях.

Примерами общегосударственных мер профилактики являются фторирование питьевой воды в зонах с пониженным содержанием фтора в питьевой воде; выпуск лечебно-профилактических средств ухода за полостью рта; включение в программы воспитания детей в дошкольных учреждениях и обучения детей в школе вопросов гигиенического воспитания, направленного на повышение сани-тарно-медицинской грамотности подрастащего поколения, а также целый ряд мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка; улучшение труда и быта населения, выполнение продовольственной программы, создание различных детских учреж­дений, в том числе специализированных (для детей с пороками развития лица и челюстно-лицевой области, дислалиями и пр.).

Общегосударственная профилактика в СССР планируется на основании рекомендаций ВОЗ, данных ЦСУ и научных исследо­ваний головных стоматологических учреждений и научных советов АМН СССР, обобщающих на популяционном уровне данные по стране в целом.

В качестве групповых мер могут быть использованы: обуче­ние детей различного возраста гигиеническому уходу за зубами (в детским садах, школах и т. д.), введения в цикл занятий физической культурой в дошкольных учреждениях и в школе упражнений по дыхательной гимнастике, для формирования правильной осанки и положения головы; назначение средств эндогенной профилактики кариеса в виде пищевых добавок, препаратов кальция, витафтора, фторсодержащих таблеток и пр.

Индивидуальная профилактика отличается не методами и средствами, а индивидуальным выбором этих средств и методов, а также индивидуальной кратностью их применения в соответ­ствии с уровнем здоровья или с характером факторов риска. При проведении вторичной профилактики индивидуальный выбор методов, средств и кратности профилактических мероприя­тий осуществляется в соответствии с активностью течения патологического процесса. Планирование индивидуальной про­филактики в большей степени возможно на уровне участкового врача, ответственного за здоровье детей на дошкольно-школь-ном участке.

Создание программ профилактики и ее внедрение должно базироваться на данных эпидемиологических исследований, состояния стоматологической помощи детям, кадровых возмож­ностях при использовании принципа целевого планирова­ния и др.

С позиции общегосударственного планирования задачами эпидемиологического исследования является определение распро­страненности и тяжести заболеваний или их совокупности у на­селения области, республики или страны в целом. Например, обобщение опыта фторирования питьевой воды в различных странах показало, что эта мера профилактики кариеса целесо­образна лишь для зон с высокой или очень высокой интенсив­ностью поражения. В зонах с незначительной интенсивностью кариеса его профилактика не является задачей общегосударст­венного значения. Профилактические мероприятия планируются в отношении других заболеваний, например пародонтальных, которые для этого региона являются (по данным эпидемиологи­ческих исследований) наиболее интенсивными.

Для составления программ профилактики группового воздейст­вия эпидемиологические исследования должны проводиться более углубленно, с учетом возрастных особенностей развития организ­ма, наличия формирующихся или сформированных факторов риска и т. д.

Следовательно, программирование групповых мер профилакти­ки должно предусматривать учет возрастных особенностей разви­тия патологии. Например, в связи с высокой интенсивностью зубочелюстных аномалий уже в дошкольном возрасте их про­филактика должна начинаться с грудного и раннего возраста.

Таким образом, установив целый ряд принципов и взаимо­обусловленных позиций, определяющих программирование про­филактики, можно прийти к пониманию того, что выбор конкрет­ной программы не может быть стандартизированным даже для однотипных детских стоматологических учреждений. Для решения вопроса о конкретном варианте программы надо оценить ситуа­цию с разных сторон, полагаясь на научное обоснование, опыт других учреждений или логику поиска.

Оценить многоплановость выбора программы профилактики можно, прибегнув к сравнению с кубиком Рубика, т. е. подвиж­ной системой с единственно твердой осью, символизирующей здоровье детского организма и его зубочелюстной системы. При стабильном закреплении любого из ее звеньев может постра­дать вся система.

Похожие записи:

Прокомментить