Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Практическое внедрение диспансеризации претерпевает в своем развитии следующие основные этапы

Практическое внедрение диспансеризации претерпевает в своем развитии следующие основные этапы.

Первый этап—знакомство с участком: составляется пофамиль­ный список детей участка в соответствии с основными возрастными группами: дети до года, дошкольники, школьники начальной школы (7—10 лет), средней (11—14 лет) и старшей (15—18 лет); определя­ются детские дошкольные учреждения и школы, прикрепленные к участку; приводится в соответствие оборудование рабочих мест стоматолога в каждом детском учреждении.

Стоматолог участка устанавливает данные о содержании фтора в питьевой воде, которой снабжаются дети участка, восстанавливает данные о ранее проводившейся санации полости рта, заводит санационные карты, вносит в них данные об общем состоянии здоровья детей и т. д.

Второй этап состоит в специализированном осмотре каждого ребенка и проведении ему по показаниям санации полости рта.

Термин «санация» происходит от латинского слова — исцеление, оздоровление. Санация полости рта предусматривает излечение всех заболеваний органов полости рта и состоит из комплекса меро­приятий: лечение кариеса, устранение дефектов тканей зуба другой этиологии пломбированием, удаление разрушенных зубов и корней, не подлежащих консервативному лечению, удаление зубного камня, противовоспалительная терапия заболеваний краевого пародонта, подготовка полости рта к протезированию или ортодонтическому лечению. При показаниях целесообразно санацию полости рта за­вершить протезированием, после чего считать человека «санирован­ным». У детей санация полости рта не предусматривает закончен­ного ортодонтического лечения, ибо последнее может продолжаться до 2'/г лет, и за это время санацию полости рта ребенку при­ходиться повторять от 2 до 8 раз.

Впервые с предложением о проведении плановой санации полости рта выступил А. К. Лимберг в 1900 г. Большой вклад в разработку основ данного вопроса внесли П.£дДауге и. Н. И. Агапов.

Выделяют санацию полости рта по обращаемости, когда она осуществляется по инициативе пациента, и плановую санацию полости рта.

Плановая санация полости рта проводится всем детям в органи­зованных коллективах: детских садах, детских учреждениях, школах, интернатах, санаториях, пионерских лагерях, а также в педиатри­ческих стационарах.

Кратность (периодичность) плановой санации полости рта опре­деляется интенсивностью развития кариеса, степенью его актив­ности.

Исследования взаимосвязи осложненного кариеса с нарушением сроков осмотров, запрограммированных в соответствии с активностью кариеса, позволили установить, что предельно допустимые сроки между осмотрами, исключающие или сводящие до минимума воз­можность развития осложненных форм кариеса при прочих равных условиях, составляют для детей с компенсированной формой кари­еса —13 мес, с субкомпенсированной формой — 7 мес и для детей с декомпенсированной формой —3,3 мес [Григорьева Е. Е., 1981].

У детей, находящихся на лечении в стационаре по поводу любого соматического заболевания, санация полости рта проводит­ся обязательно, но после согласования времени с лечащим вра­чом. Считают, что дети, поступающие в стационар на плановое лечение любого профиля, должны иметь санированную полость рта. Санация полости рта проводится им в поликлинике по месту жительства вне очереди.

Организационные формы плановой санации полости рта определяются условиями работы стоматолога, проводящего ее. Наиболее эффективной является санация, проводимая в стацио­нарных Стоматологических кабинетах, детских дошкольных учреждениях, в интернатах, школах, ПТУ. Такая форма называ­ется децентрализованной. Децентрализованная форма санации осуществляется одним и тем же врачом в течение ряда лет.

Децентрализованная форма плановой санации может проводиться бригадным методом и в передвижных стоматологических кабинетах. Однако при таком варианте работы снижается качество лечения, ухудшаются условия работы врача и падает ответственность за санацию.

Централизованная форма плановой санации полости рта осуществляется в поликлинике, куда Приглашают школьников и дошкольников. Санацию проводят врачи на своих рабочих местах с использованием стационарной аппаратуры для диагности­ки и лечения заболеваний. Однако при такой форме обслужива­ния дети теряют время на ожидание, доставка детей на санацию и обратно требует транспорта; большое число ожидающих обусловливает торопливость в работе врача и снижает качество работы.

Показатели эффективности плановой санации полости рта должны учитываться при достижении максимального охвата санацией всего прикрепленного процента санированных из нуждающихся и соблюдении кратности санации по степени активности кариеса. Эффективность плановой санации рекомендуется оценивать по снижению числа лиц, нуждающихся в лечении при каждом осмотре, уменьшению выпавших пломб, рецидивов кариеса и обширных кариозных полостей. Кроме того, учитывается снижение числа депульпированных и удаленных зубов на 1000 обследованных.

Данные, полученные во время осмотра и санации полости рта, являются основой для формирования групп детей для диспан­серного наблюдения и составления плана диспансеризации детей участка в последующие годы.

Первую группу диспансеризации составляют:

— здоровые и практически здоровые дети (I и II группы здоровья), не имеющие заболеваний зубов, пародонта, аномалий прикуса;

— здоровые и практически здоровые дети, имеющие один или несколько следующих признаков:

А) компенсированную форму кариеса;

Б) гингивиты, обусловленные негигиеническим содержанием полости рта, отсутствием функции зубов, некачественными пломбами и другими местными факторами;

В) пороки развития в виде аномалии уздечек губ, языка, мелкое преддверие полости рта и др.;

Г) состояние после травматического повреждения челюстно-лицевой области, исключая случаи повреждения зубов с несформированными корнями. Первую группу детей осматривают и санируют один раз в год.

Вторую группу диспансеризации составляют:

— дети с хроническими заболеваниями внутренних органов и не имеющие заболевания зубов, пародонта, аномалий прикуса;

— здоровые и практически здоровые дети, имеющие

А) субкомпенсированную форму кариеса;

Б) гингивиты, обусловленные аномалиями прикуса, для устра- нения которых необходимо ортодонтическое лечение;

В) зубы, леченые по поводу осложнений кариеса (период реабилитации);

— дети, перенесшие

А) воспалительные процессы челюстно-лицевой области (остео- миелит, одонтогенный лимфаденит и др.);

Б) операцию удаления сверхкомплектного зуба;

В) операцию удаления доброкачественного новообразования;

— дети, находящиеся на ортодонтическом лечении (по дого­воренности и спискам, представленным ортодонтом).

Вторую группу детей осматривают и санируют два раза в год.

Третью группу диспансеризации составляют:

— дети с хроническими заболеваниями внутренних органов

(IV и V группы здоровья) с суб - или декомпенсированной формой кариеса;

— здоровые и практически здоровые дети, имеющие

А) декомпенсированную форму кариеса;

Б) все формы очаговой деминерализации тканей зуба и начальные формы кариеса, диагностированные специальными методами;

В) локализованный или генерализованный пародонтоз или пародонтит;

Г) заболевания краевого пародонта, обусловленные заболеванием внутренних органов (пародонтальный синдром);

Д) травматические повреждения зубов с несформированными корнями;

Е) активно действующие причины развития аномалий прикуса (нарушение функций глотания, дыхания, жевания, речи, вредные привычки и др.);

— находящиеся в ретенционном периоде после окончания ортодонтического лечения;

— находящиеся на комплексном лечении стоматологических заболеваний с патологией, протекающей в тяжелой форме: суб- или декомпенсированное течение кариеса, заболеваний краевого пародонта, деформации прикуса, дети, нуждающиеся в хирургических методах коррекции аномалий и др.;

— находящиеся на диспансерном наблюдении в онкологическом учреждении.

Третью группу детей осматривают и санируют 3 раза в год (через 3—4 мес).

Таким образом, в заключение группировки детей для диспан­серного наблюдения будет выделено фактически четыре группы: три группы в школе и одна группа в дошкольном учреждении, ее можно назвать четвертой группой диспансеризации.

В то же время при составлении в дальнейшем плана-графика следует учитывать кратность осмотра каждой группы в течение одного года. Первую группу школы осматривают один раз, вторую группу —два раза, третью группу школы —три раза, группу до­школьников—два раза в год. Общее количество осмотров составит восемь. На первом году работы осмотров всего шесть.

Похожие записи:

Прокомментить