Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Памятка родителям

Уважаемые родители!

Детские стоматологи взяли на себя заботу о здоровье полости рта каждого ребенка нашего района. Но не только от их старания зависит успех. Если в Вашей семье есть стоматологические заболевания (много кариеса зубов, заболе­вания десен, неправильный прикус), если в период беременности мать ребенка перенесла какие-либо заболевания, принимала лекарства, страдала токсикозом, то у малыша уже есть повышенный риск стоматологических заболеваний. Мы поста­раемся снизить его.

Но есть целый ряд не менее существенных причин, которые приводят к развитию заболеваний полости рта. Родители могут не обратить на них внима­ния, просто не знать о их роли. Например, вредные привычки ребенка (дыхание через рот, сосание кулачка, неправильная поза во сне, чрезмерное употребление пустышки, неправильное использование бутылочки, ложечки для кормления малыша и т. д.) создают условия для развития стоматологических заболеваний, которые проявляются гораздо позже — в школьном возрасте, когда их лечение оказывается сложным и требует много времени.

Чтобы проверить и своевременно позаботиться об устранении врожденных наследственных пороков в развитии зубочелюстной системы, вредных привычек, узнать, как кормить ребенка, предотвратить вредные привычки, для того, чтобы своевременно провести профилактику заболеваний зубов, десен (покрыть зубы лаком, научиться правильно чистить зубы и т. д.), необходимо первое знакомство про­вести на первом году жизни ребенка. Для этого надо посетить детскую стома­тологическую поликлинику нашего района.

Родители, получив первую порцию информации по сохранению и укреплению здоровья ребенка применительно к его возрасту, долж­ны регулярно выполнять рекомендации и посещать комнату здорового ребенка и детского стоматолога.

Соблюдая последовательность выдачи информации, участко­вый врач-стоматолог основывается на психологических особен­ностях восприятия знаний ребенком (см. рис. 5).

Участниками учебно-воспитательной профилактической работы являются: сначала мама и семья, затем воспитатели детских дошкольных учреждений и дети, потом учителя и вожатые (шефы) и, наконец, сам ребенок и пропагандисты программы гигиенического обучения в школе [сандружины, санпосты, студенты медицинских вузов, гигиенисты), старшеклассники в пе­риод производственной практики и др. Однако роль у каждого из них будет своя.

В период ясельного и дошкольного возраста воспитательная работа ложится на плечи воспитателей, которые научат, откор­ректируют или повторят, «как надо сделать» (гимнастику, почистить зубы, ополоснуть рот после еды, как сидать за столом и т. д.), используя силу коллективного примера. Основной задачей в этот период является регулярное повторение навыков с целью выработки условного рефлекса.

В младшем школьном возрасте участниками программы гигиениче­ского воспитания становятся учитель и вожатый. Основной задачей этого периода является воспитание уважительно-ответ­ственного отношения к профилактическим мероприятиям. Учите­лю необходимо всячески содействовать проведению профилакти­ческих мероприятий и быть активным его участником. Например, ежедневный контроль за гигиеническим состоянием рук, ушей, полости рта, проведение лечебно-профилактических мероприятий в кабинете стоматолога или в кабинете гигиены полости рта и т. д.

Это нельзя относить к разряду дополнительной нагрузки для учителей, воспитателей, а также семьи, так как это прямо отно­сится к системе просвещения молодого поколения. Эрудиция, начитан­ность, умение вести себя за столом, в обществе и т. д. должны сочетаться с внутренней культурой человека, частью которой является и гигиена.

В предпубертатном и пубертатном периоде необходимо учиты­вать легкую ранимость личности ребенка и вопросы гигиениче­ского воспитания решать на уровне индивидуального общения врач— пациент или гигиенист —ребенок. Главной целью учебно-воспитательной работы по санитарному просвещению является перевод знаний в сферу привычки.

Для достижения этой цели необходим контроль знаний и навыков (табл. 6). Уже в комнате здорового ребенка парал­лельно с просветительной деятельностью медицинских работников должен быть введен контроль за реализацией полученной информации. На этом уровне контроль может быть осуществлен методом анкетирования родителей для оценки знаний по общим вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей. Эффективность выполнения рекомендаций по профилактике стоматологических заболеваний контролируется " с помощью скрининг-программы обследования ребенка у стоматолага.

На следующем этапе реализации профилактической программы у дошкольников контроль осуществляется методом наблюдения стоматологом за систематической оздоровительной работой в дет­ских дошкольных учреждениях. А контроль эффективности этой работы осуществляется с помощью скрининг-программы обследо­вания ребенка и путем наблюдения за поведением детей во время сна, игр, за едой и т. д.

В школе необходим контроль за регулярным проведением уроков здоровья и других форм санитарно-просветительной работы. Эффективность также определяется с использованием скрининг-программы. Уровень знаний ребенка по этому вопросу определяет­ся методом анкетирования.

Проследить последовательность проведения санитарно-просве­тительной работы можно на примере воспитания навыков по ги­гиене полости рта. Зарождение навыка по гигиене полости рта происходит в возрасте 2 лет при участии мамы (семьи) и кабине­та гигиены полости рта детской стоматологической поликлиники. Формирование навыка как стойкого условного рефлекса является задачей детских дошкольных учреждений и кабинета гигиены полости рта детской стоматологической поликлиники.

Коррекция полученных навыков с целью качественного выполнения процедуры, а затем и с учетом стоматологического статуса становится задачей школьного стоматолога и кабинета гигиены полости рта в школе. Наряду с этим кабинеты гигиены полости рта могут создаваться в специализированных отде­лениях детской стоматологической поликлиники, например, в ортодонтическом. Таким образом, кабинет гигиены полости рта в детской стоматологической поликлинике становится неотъемле­мой частью детской стоматологической службы. Задачами работы кабинета являются:

— обучение детей и родителей правильной методике чистки зубов, так как родители не всегда владеют ею;

— контроль за приобретенными навыками;

— обучение родителей контролю за приобретенными ребенком навыками;

— консультативная помощь по выбору индивидуальных средств гигиены полости рта;

— выполнение лечебно-профилактических процедур (реминера-лизующая терапия) при лечении начальных форм кариеса, заболе­ваний пародонта и зубочелюстных аномалий;

— воспитание культуры общения «врач-стоматолог— пациент». Таким образом, в кабинетах гигиены полости рта детских

Стоматологических поликлиник проводится воспитание детей на уровнях знания, умения и навыка.

Учитывая, что воспитание условного рефлекса, привычки или умения наиболее эффективно, т. е. возможно в оптимально корот­ки сроки, у детей раннего и дошкольного возраста (преимущест­венно до 3 лет), необходимо уделить максимум внимания воспита­нию детей младшего возраста. Опыт воспитания более старших детей (школьного возраста) показывает, что для воспитания такого же навыка требуется значительно больше времени [Cicelova В., 1980].

Похожие записи:

Прокомментить