Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Общее обезболивание

С 60-х годов нашего столетия началось бурное развитие совре­менной анестезиологии и ее достижения быстро вошли в стома тологическую практику.

Сейчас ни один стоматологический стационар не мыслим без достаточно мощной анестезиолог о-реанимациоттной службы. Тезис «хирургия может продвигаться вперед настолько быстро, насколько ей позволяют это сделать анесгезиолот и» ярко проявился в большом скачке развития, характеризующим xnpypi ическую сюматологию последних двух десятилетий.

В детском стационаре абсолютное большинство операций уже проводится под наркозом. В практической хирургической стома­тологии с успехом применяется большинство ишестных методов ингаляционного, неиигаляционного, комбинированного обоболива-ния, разработанных и изученных педиатрической анестезиологией 1Маневич А. 3., 1970; Михельсон В. А., 1982; Smith К. М„ 1968; Kato R., 1969].

Исследованы особенности нарком у детей со стоматологиче­скими заболеваниями в разные возрастные периоды [Вашкевич В. П., 1971; Егорова В. И., 1973; Добронравов А. С, 1983].

Организация анестезиологической и реанимационной службы детского хирургическою стационара налам," или отделения итчен­сивной терапии известна и описана в специальной литературе [Исаков Ю. Ф., 1983].

В данной работе целесообразно отметить только некоторые особенности анестезиологического пособия у стоматологических больных.

Пороки развития и заболевания челюстно-лицевой области у детей создают предпосылки для нарушения и затруднения внеш­него дыхания, ограничения движения нижней челюсти, ее дисталь-ного смещения и асимметрии. Можно встретиться с ограничением или невозможностью открывания рта, механической обструкцией полости рта, носа, зева. К тому же поле деятельности хирурга и анестезиолога в значительной мере совмещены, что создает определенные взаимные неудобства.

Поэтому в стоматологии чаще, чем в других специальностях используется интубационный, а не масочный наркоз. Важным моментом является надежная тампонада глотки, препятствующая затеканию содержимого полости рта в дыхательные пути. Надо обращать внимание на хорошую фиксацию адаптера и интуба-ционной трубки на голове с учетом возможного изменения поло­жения головы во время операции.

Течение вводного наркоза может быть осложнено невозмож­ностью выдвижения челюсти при микрогении, анкилозе височно-нижнечелюстного сустава. Это вызывает западание корня языка, надгортанника. Для борьбы с этим используется максимальное разгибание головы, вытягивание по возможности языка, введение носового катетера, вспомогательная вентиляция.

По окончании операции, перед экстубацией, анестезиолог должен проверить надежность гемостаза в полости рта, хорошую фикса­цию тампонов, защитных пластинок, шин и т. д. во избежание обструкции дыхательных путей и аспирационных осложнений.

Послеоперационный период для больных стоматологического профиля опасен обширными отеками, инфильтратами в зонах, где это представляет опасность из-за нарушения проходимости дыха­тельных путей. Это служит предметом особого внимания анесте­зиолога, так же как и вопрос ухода за полостью рта.

В условиях стационара могут быть с успехом использованы и адаптированы к данному контингенту больных все современные достижения общей анестезиологии.

Что касается условий поликлиники, то уже давно нет сомнений в целесообразности и перспективности использования наркоза в детской стоматологической практике [Колесов А. А., 1970; Schwaid В. N." 1965; Mangiavachi Е. et al., 1966; Schonfiend Е. et al., 1967];

Наркоз позволяет обеспечить лечение неконтактных и малокон­тактных детей, создает комфорт для больного и удобство для врача, сокращает сроки лечения и улучшает его качество.

Однако внедрение общего обезболивания связано с объектив­ными трудностями, обусловленными недостатком кадров анестезио­логов и стоматологов, специально подготовленных для работы в детском стоматологическом отделении, и некоторыми другими организационными проблемами.

На данном этапе развития стоматологической помощи детям более оправдана и безопасна централизация анестезиологической службы.

Организация анестезиолого-реанимационного кабинета в стомато­логической поликлинике. Базой для развертывания анестезиологи­ческого кабинета должна быть крупная стоматологическая поли­клиника, являющаяся консультативным и методическим центром по детской стоматологии для республики, области, города или района. В такой поликлинике штатное расписание позволяет выде­лить анестезиологическую службу, кроме того, имеется хорошее оснащение поликлиники, рентгенологический кабинет, представлены другие специализированные службы, концентрируются более слож­ные больные.

Для работы анестезиологического кабинета желательно выде­ления помещения из трех или минимум из двух смежных комнат. В одной из комнат проводится непосредственное оказание^ стома­тологической помощи под наркозом. Другая комната предназначена для наблюдения за детьми в посленаркозном периоде. Здесь же только в часы после лечения детей можно проводить консультации первичных больных, их обследование и назначение на плановое лечение.

Лучшим вариантом кадровой оснащенности является формиро­вание для кабинета специальной постоянной бригады, состоящей из врача-анестезиолога, врача-стоматолога, сестры-анестезиста, мед­сестры стоматолога и санитарки.

Профессионально-должностные требования к членам бригады должны быть высокими. Врач-анестезиолог выделяется из числа не только достаточно опытных специалистов, но желательна его специализация по анестезиологии в стоматологии.

Это диктуется особыми условиями его работы: амбулаторные условия, непривычное сидячее положение больного, затрудняющее наблюдение за ним анестезиолога, стоящего за спиной больного; работа во рту, создающая предпосылки для механической обструк­ции дыхательных путей (задвигание тампона, располагающегося в области зева, западение языка, отвисание нижней челюсти, за­текание слюны и крови, инородные тела во рту в виде ва­ты, пломбиоовочного материала, зубной пыли, удаленных зубов и др.).

Врач-стоматолог должен быть высококвалифицированным тера­певтом, освоившим методы эндодонтии, владеющим также удале­нием зубов и способным оказать неотложную и полную хирур­гическую помощь при острых гнойных воспалительных процессах и травме.

Условия работы стоматолога тоже необычны: затруднена диа­гностика заболеваний из-за отсутствия под наркозом реакции боль­ного, исключается привычная многоэтапность лечения, чаще ис­пользуются односеансовые методы лечения, сложна оценка эффек­тивности эндодонтических мероприятий, отсутствует возможность рентгенологического контроля на этапах лечения.

Специально подготовленный и постоянно работающий в брига­де стоматолог постепенно преодолевает эти трудности в работе.

Медицинская сестра-анестезист помогает в проведении наркоза и обеспечивает наблюдение за состоянием ребенка, которое фикси­руется в наркозной карте. Эта же медицинская сестра осуществ­ляет наблюдение за ребенком в посленаркозном периоде.

Медицинская сестра стоматолога, работая постоянно с одним врачом, хорошо осваивает не только последовательность лечебных манипуляций, но и технику и особенности лечения, свойственные данному врачу, своевременно готовит необходимые инструменты и лекарственные препараты, качественно и вовремя готовит плом­бировочные материалы. У нее хорошо подготовленное рабочее место с удобным для нее размещением всего необходимого на столе.

Все члены бригады должны быть обученными и быстро регист­рировать малейшие изменения в состоянии ребенка: нарушение спонтанного дыхания, изменение окраски слизистой оболочки, саливацию, углубление наркоза или несвоевременное пробуждение больного и т. п.

Должна быть выработана согласованная тактика всех членов бригады для быстрой коррекции этих кратковременных нарушений. Это возможно только при условии абсолютного взаимопонимания и взаимодействия персонала, постоянно работающего вместе. Это существенно уменьшает риск лечения стоматологических заболева­ний под наркозом. Все члены бригады должны владеть методами догоспитальной сердечно-легочной реанимации.

Похожие записи:

Прокомментить