Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Методика использования средств, повышающих резистентность твердых тканей зуба к кариесу

Таким образом, предлагаемая методика использования средств, повышающих резистентность твердых тканей зуба к кариесу, преду­сматривает проведение профилактических процедур с учетом возраста, активности кариеса и уровня поражения постоянных зубов. Эти пока­затели определяют кратность мероприятий в год с минимальными затратами рабочего времени врача или медицинской сестры, работаю­щих в школе на санации полости рта детей.

В отличие от массовых методов профилактики, при которых не­посредственная роль стоматолога минимальна, групповые методы более специфичны, они требуют осмысливания профилактических рекомендаций для каждой группы, формирования групп, контроля за каждой из них и т. д. Да и учет эффективности этих мероприя­тий будет дифференцированным, определяться и характером группы, и вниманием к ней, и средствами профилактики в каждой из них.

И, наконец, индивидуальная профилактика — это программа, реали­зация которой становится возможной при достижении максимально­го охвата детей диспансерным обслуживанием по участковому принципу. Получение результата от массовых и групповых форм профилактики: освобождение времени и рук врача.

Наши наблюдения, а также данные литературы показали, что у детей различных возрастных групп, внутри каждой группы по мере взросления происходит постоянная перестройка под влиянием не только возрастного, а и индивидуального факторов. Последний в свою очередь представлен целым комплексом показателей. В этом плане имеют значение такие факторы, как группа здоровья ребенка, пого-довой темп его физического развития (изменение роста, массы тела и т. д.), показатели, характеризующие общую неспецифическую реактивность организма, характер обмена, пищеварения и т. д. При этом имеют значение индивидуальные показатели вязкости слюны.

РН зубного налета, кислотная устойчивость эмали зубов и пр. Определение этих индивидуальных особенностей ребенка потре­бует нового уровня исследования его, как в комплексе с педиатром, так и стоматологического, возрастет значение ТЭР-теста, CRT-теста, кислотной биопсии эмали и т. д.

В зависимости от этих показателей индивидуальный метод про­филактики будет означать более высокий уровень организации помощи детям и его применение потребует специальной организации дела, больших затрат времени врача и ребенка, а также специальных средств оборудования и специалистов. И хотя он пока еще не может быть доступен в широком масштабе, в то же время в ряде детских стоматологических служб этот метод должен браться на вооружение сразу по мере завершения санации полости рта каждого ребенка.

Методы и средства профилактики кариеса у детей ни в коем случае не исключают друг друга, а дополняют, усиливают эффект или являются методами и средствами выбора, исходя из эпидемиоло­гии кариеса зубов, уровня оказания помощи детям, условий службы, кадрорых возможностей и т. д.

В то же время три группы средств и методов —это не три этапа и последовательно проходить их не обязательно. Однако понимать их значение, правильно использовать в зависимости от показателей заболеваемости детей кариесом зубов, уровня достижений детской стоматологической службы, кадровых возможностей, доступности средств и т. д. — это значит использовать их своевременно и получить максимальный эффект.

Профилактика зубочелюстных аномалий. Профилактика зубо­челюстных аномалий в системе диспансеризации детей у стоматоло­га представляет для участковых стоматологов новую задачу, реализа­ция которой соответствует этапам всей диспансерной работы. Это обеспечивает возможность систематического наблюдения за развитием ребенка, регулирование роста и формирование органов полости рта, своевременного выявления первых признаков патологии и создания условий для предотвращения $убочелюстных аномалий в раннем возрасте.

В связи с этим задачи детских стоматологов в профилактике аномалий прикуса могут быть сформулированы следующим образом:

— выявление причин и факторов риска в развитии аномалий и их устранение;

— включение вопросов профилактики аномалий прикуса в програм­му санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей;

— организация работы в детских коллективах, связанной с обуче­нием родителей, педагогического и медицинского персонала методам профилактики аномалий дрикуса;

— осуществление контроля за соблюдением режима в период активного комплексного ортодонтического лечения детей и реабили­тации у специалистов (ортодонт, отоларинголог, логопед и др.).

Решение перечисленных задач связано прежде всего с формирова­нием нового клинического мышления врача, обусловленного не­обходимостью заниматься профилактикой зубочелюстных аномалий.

У детского стоматолога для этого имеются благоприятные факторы, подтверждающие возможность осуществления перечисленных задач (инициативная форма санации полости рта в отличие от пассивной — у ортодонтов; диспансеризация, позволяющая систематически в тече­ние ряда лет наблюдать ребенка и др.).

Формирование зубочелюстных аномалий происходит в раннем возрасте, поэтому выявление и устранение факторов риска должно проводиться с первых дней жизни ребенка, ибо уже в возрасте 3 лет сформированные аномалии прикуса имеют 48,7% детей и толь­ко у 22,5% нет зубочелюстных аномалий.

Профилактика аномалий прикуса у детей первого года жизни должна быть направлена на устранение факторов риска, имеющихся у 50,7%: неправильное сосание, дыхание через рот, несмыкание губ, вредные привычки, неправильное положение головы во время сна и бодрствования. Целесообразно в комнате здорового ребенка совмест­но с педиатром проводить осмотры детей первого года жизни, определяя индивидуально методы профилактики и способы их выпол­нения, проводя обучение медицинской сестры, а затем родителей. С этой целью предложена схема, позволяющая осуществить контроль за формированием прикуса, установить отклонения, выяснить причину их развития и предложить рекомендации по их устранению (схема 4).

Профилактика аномалий прикуса у детей до­школьного возраста. Для реализации первичной профилактики зубочелюстных аномалий у детей дошкольного возраста необходимо привлечь внимание воспитателей детских дошкольных учреждений и включить в программу физического воспитания упражнения, направ­ленные на нормализацию функций, в которых участвует зубо-челюстная система (рис. 11, 12).

Эти упражнения показаны всем детям, так как не носят спе­циального лечебного характера. Однако при выполнении их не­обходимо обратить более пристальное внимание на группу детей, имеющих выявленные стоматологом признаки функциональных отклонений. Для миотерапии могут быть использованы различные стандартные приспособления (рис. 13, 14).

Нарушения функции дыхания, имеющие значение в раз­витии аномалий прикуса, выражаются в затруднении способа пра­вильного дыхания и определяются как ротовое или смешанное ды­хание. Ротовое дыхание, по какой бы причине оно не возникало, вызывает ряд общих нарушений организма и непосредственно влияет на рост и развитие лицевого скелета.

Желательно, чтобы все дети этой группы были осмотрены отоларингологом для уточнения причин нарушения и проведения необходимого лечения.

Похожие записи:

Прокомментить