Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Формирование диспансерных групп детей

После того как закончено формирование диспансерных групп детей на следующий год, врач проводит анализ своей работы и заполняет график (табл. 1) исходными данными для плани­рования работы на следующий учебный год.

При составлении графика работы необходимо использовать следующие расчеты:

1. Число дней, необходимых для санации каждой диспансер­ной группы (первая группа — 1 раз в год; вторая — 2 раза в год, через 5—6 мес; третья —3 раза в год, через 3—4 мес, четвер­тая—2 паза в год. определяется по Формуле:

0,5 X А— количество трудовых условных единиц (УТЕ) на про­ведение осмотра детей, не подлежащих лечению, где: А —коли­чество детей, не подлежащих лечению (ранее санированные + не имеющие заболеваний зубов + отказавшиеся от лечения); 0,5— количество УТЕ на осмотр 1 человека.

1X Б— количество УТЕ на лечение кариеса временных и постоянных зубов; где: Б —количество пломб, наложенных по поводу кариеса; 1 количество УТЕ на лечение кариозного зуба.

3,5XВ —количество УТЕ на лечение осложнений кариеса, где: В —количество осложнений кариеса временных и постоянных зубов; 3,5 — количество УТЕ на лечение 1 осложнения.

0,5 X Г— количество УТЕ на удаление временного зуба: где Г —число удалений временных зубов; 0,5— количество УТЕ на удаление 1 временного зуба.

К — Количество УТЕ, вырабатываемое врачом в смену (произ­водительность труда).

2. Число дней, необходимых для лечения детей по поводу заболеваний краевого пародонта определяется по Формуле:

Формирование диспансерных групп детей

Т —искомое количество дней. Д —количество детей с заболева­ниями краевого пародонта. Е —количество посещений на прове­дение курса лечения одному ребенку. П —количество УТЕ на прием 1 человека по поводу заболевания краевого пародонта. К —произ­водительность труда врача в смену.

3. Количество дней для лечения детей, имеющих очаговую

Формирование диспансерных групп детей Т — искомое число дней. Ж — количество детей, имеющих очаговую деминерализацию зубов (начальный кариес). М —количество УТЕ на прием 1 человека по поводу этого заболевания. И — число посещений для проведения курса лечения одному ребенку; К — производительность труда врача в смену.

4. Число дней для проведения уроков гигиены полости рта определяется по формуле:

Формирование диспансерных групп детей

Т — искомое число дней. Н — количество классов в школе и групп в детском дошкольном учреждении. Р —количество уроков гигие­ны в день.

5. Если количество детей в планируемом учебном году больше или меньше, чем в истекшем, то к числу дней, не­обходимых для санации первой диспансерной группы, прибавля­ется) (или вычитается) дней, где X — разница между количеством

Детей в планируемом и истекшем году; С — среднее количество сани­руемых детей в день*.

По окончании расчетов врач, используя полученные данные, заполняет график-календарь работы (табл. 2), соблюдая периодич­ность осмотров диспансерных групп.

Третий этап — осуществление плана диспансеризации: осмотр

Санация полости рта детям в соответствии со сроками диспансеризации, проведение индивидуальных и массовых мероп­риятий профилактического характера.

С целью соблюдения интервалов после первичного осмотра всех детей школьного и дошкольного возраста следует при­ступить к повторной санации полости рта детям третьей группы школы, затем ко второй санации детей второй, а затем четвер­той (дошкольники) группы и в заключение осматривают третий раз детей третьей группы школы.

В дальнейшем следует строже соблюдать промежутки между осмотрами и планировать их в начале учебного года уже с третьей группы и т. д.

Средняя производительность труда врача в день, исчисляемая в УТЕ, является стабильной в количестве поставленных пломб. Количество же санаций в день будет варьировать в зависимости от объема работы на одну санацию. Так, в приведенном нами далее примере производительность труда врача в течение всех лет была стабильной (20 УТЕ в день), а количество санаций в день в первый юл рабош —3.3 при затрате на санацию одного ребенка 5,3 УТЕ. В последующем году количество санаций в день стало равно 5,9, а на сана­цию одного ребенка потребовалось 3,5 УТЕ.

В период осмотра детей на четвертом этапе работы при изменении у ребенка стоматологического или общего статуса осуществляют перевод его из одной группы в другую. Напри­мер, если в прошлом году ребенок имел кп = 8, КПУ=*2, кп + КПУ=10 и находился в третьей диспансерной группе, а в настоящем году произошла смена временных зубов, кп — 4, КПУ —3, кп + КПУ = 7, следовательно этого ребенка необходимо перевести во вторую диспансерную группу.

Четвертый этап диспансеризации наряду с полным объемом лечебной работы, дифференцированным степени активности кариеса, характеризуется внедрением профилактических мероприя­тий на групповом или индивидуальном уровне (см. главу «Про­филактика стоматологических заболеваний у детей»).

Во многих городах и регионах нашей страны переход на диспансеризацию еще не достигнут. Более того, еще слишком велико число осложненных форм кариеса, особенно у дошколь­ников. Первичная профилактика стоматологических заболеваний еще не стала практической реальностью в работе детских сто­матологов.

Задача каждого руководителя (отделения, поликлиники, горо­да, региона и т. д.) состоит в том, чтобы изучить этапы плано­вого оказания стоматологической помощи детям, дифференциро­ванно интерпретировать критерии эффективности на каждом из них и сформулировать план внедрения диспансеризации и профилактики кариеса в городе, районе, регионе и т. д. в зави­симости от уровня развития детской стоматологической службы. Для примера можно рассмотреть опыт работы передового коллектива.

Многолетний опыт работы большого коллектива детской стома­тологической поликлиники № 26 Москвы позволил на основе ретроспективного анализа своей деятельности выделить три перио­да—этапа внедрения диспансеризации детей у стоматолога с включением активных мер профилактики кариеса зубов, аномалий прикуса и других стоматологических заболеваний. Исходными дан­ными учреждения явились следующие показатели: интенсивность кариеса у 12-летних детей —3,8 (умеренная интенсивность по ВОЗ); начальная распространенность кариеса— 96,8%; средняя интенсивность по КПУ, кп, КПУ + кп —5,1; детей с первой сте­пенью активности кариеса— 54,8%, со второй—27,3%, с тре­тьей-14,7%.

Первый период — плановая санация, второй—диспансеризация, третий — санация полости рта и профилактика в системе диспан­серизации.

Изучение материалов работы поликлиники начато с периода, когда охват плановой санацией составлял 66,3%. Только 13,8% детей были ранее санированы, а 5% детей имели интактные зубы. Нуждаемость в санации — 81,2%.

Грфик-календарь составляется по паспорту школы за прошедший учебный год

При шестидневной рабочей неделе в день в среднем врач санировал по 3,9 детей, при этом объем работы на санацию полости рта одного ребенка составлял 4,15 УТЕ. Каждому ребен­ку в среднем пломбировали 2,59 зуба, при этом высокий процент составляли осложненные формы кариеса (30,3% от неосложнен-ных).

Формирование диспансерных групп детей

Главной целью первого этапа внедрения системы диспансери­зации (плановая санация) являлось достижение максимально полного охвата санацией полости рта всего детского населения, обслуживаемого поликлиникой. На этом этапе рекомендуется использовать те методы, которые наиболее радикально способ­ствуют решению основной задачи. Для этого на санацию полости рта выделяется максимальное число врачей поликлиники, рабо­та может вестись бригадами, децентрализованно и центра­лизованно.

В этот период в понятие «санация полости рта» вкладывается минимальное, только самое необходимое содержание: лечение неосложненного и осложненного кариеса зубов, удаление зубов, не подлежащих лечению. В лечении периодонтитов временных зубов более широко следует использовать методы импрегнации содержимого в корневых каналах и методы удаления зубов.

Формирование диспансерных групп детей

Опыт показал, что если в очередном году санацию начинать с тех контингентов детей, которые были санированы в преды­дущем году, то объем работы на санацию одного ребенка такого контингента из года в 1'од сокращается, и врач санирует соответственно все возрастающее число детей за год. Так, по материалам работы одного из врачей, работавшего в школе, установлено, что он в первый год санировал 678 детей, во второй — 1022, в третий —1213 и в четвертый — 1318 учащихся. Число пломб в день возросло с 10,1 до 18,8, число санаций в день соответственно с 3,9 до 4,9 (рис. 1). А так как из-за уменьшения случаев осложненного кариеса в одно посещение каждому ребенку можно было проводить максимальный объем работы, то появилась возможность снизить число посещений в день с 12,1 до 7,2.

В то же время было установлено, что, после того как максимальное количество детей охвачено одноразовой санацией полости рта, переходить к двукратной ежегодной санации не ра­ционально, ибо при двукратных осмотрах всех детей затрачивает­ся много времени на осмотры детей, не нуждающихся в лече­нии, причем, несмотря на большую производительность труда (21,9 УТЕ), показатели здоровья детей улучшаются незначительно: число здоровых детей не увеличивается, нуждаемость в санации остается высокой, число ранее санированных практически не возрастает (рис. 2).

Все это свидетельствует о том, что двукратная в течение года санация полости рта детей в настоящее время является методом нерациональным и малоэффективным.

В связи с этим следует считать целесообразным по мере охвата детей осмотром и санацией полости рта в первый раз одновременно распределять детей на группы для диспансерного наблюдения. Критерием распределения должна стать активность кариеса (см. главу «Кариес зубов»).

Переход на эту систему позволил получить положительный результат, который выразился в высоком охвате детей плановой стоматологической помощью (98,7 ± 0,8%), резким снижением числа удаляемых в год постоянных зубов (12,45), числа осложненных форм (до 13,36 в постоянных и 35,53 во временных зубах) на 1000 детей. Снизилась нуждаемость в санации до 43,5% за счет сохранности пломб и возрастания числа детей, имеющих здоровые постоянные зубы, до 9,3%.

При этом изменился объем работы врача: на каждую тысячу школьников уменьшилось осмотров в год на 415% количество пломб в день уменьшилось до 10,2, количество УТЕ составляло 19,8.

Заслуживает внимания и то, что в результате работы по этой системе произошло изменение структуры заболеваемости детей кариесом зубов. Так, если ко второму этапу (диспансеризация) распространенность кариеса была 94,6%, то использование новой системы снизило ее до 90,7%; процент детей с компенсированной формой кариеса, составлявший 59,8, возрос до 70,5, а процент Детей с декомпенсированной формой кариеса с 14,7 упал До 9,4.

Осмотр 1000 детей 2 раза в год составил 2000 осмотров. Осмотр 598 человек один раз составил 598 осмотров. Осмотр 273 человек два раза в год составил 546 осмотров.

Общее количество осмотров, дифференцированное степенью активности кариеса, у 1000 детей равно 1585, на 415 осмотров меньше.

С целью получения новых резервов одновременно с оздоровле­нием детского населения были введены новые организационные и лечебно-профилактические методы. Исходя из интенсивности прироста кариеса у здоровых детей и детей с компенсированной формой кариеса, некоторые возрастные группы детей, не болев­ших в течение истекшего года, стали осматривать один раз в два года. Таких детей оказалось около 15%.

Похожие записи:

  • Создание программы профилактики Создание программы профилактики в значительной мере зависит не только от мудрости создающего программы, но и от ряда факторов, определяющих ее реальность. […]
  • Патологическая анатомия кариозного очага Патологическая анатомия кариеса описана относительно кариозной полости одного зуба при различной глубине разрушения тканей. В связи с этим описывают кариес […]
  • Клинические формы В течение многих лет различными авторами предлагалось выде­ление разнообразных клинических форм кариеса. Острый и хронический кариес выделяли Е. М. Гофунг […]
  • Современные средства и методы профилактики стоматологических заболеваний Профилактика кариеса зубов. Одним из факторов, предраспола­гающих к возникновению кариеса зубов, является недостаточная минерализация твердых тканей зуба в […]
  • Памятка родителям Уважаемые родители! Детские стоматологи взяли на себя заботу о здоровье полости рта каждого ребенка нашего района. Но не только от их старания зависит […]

Прокомментить