Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Диспансеризация и реабилитация детей с врожденными аномалия­ми и пороками развития

Частота рождения больных с расщелина­ми, по данным ВОЗ (1971), равна 0,6—1,6 на 1000 новорожденных.

Диспансеризация и реабилитация детей с врожденными аномалия­ми и пороками развития

60. Врожденный предушный свищ.

По обобщенным данным Б. Я. Булатовской (1974), сред­няя частота врожденных рас­щелин лица и неба колеблется от 1 :767 до 1 :1793. Большой вклад в вопросы организации помощи данному контингенту больных, разработку методов лечения внесли отечественные ученые: А. И. Евдокимов, А. А. Лимберг, Ю. И. Вернад­ский, Л. Е. Фролова, Г. И. Се-менченко, В. Н. Мессина, Б. Я. Булатовская, Р. Д. Ново­селов, А. Э. Гуцан, И. А. Ко­зин, Б. Н. Давыдов и др.

Выяснение предпосылок и причин формирования пороков

Должно помочь выработке профилак1ических мероприятий, направ­ленных на их предупреждение. Знание патогенных факторов, формы их воздействия, условий и сроков образования пороков должно по­могать врачу вести повседневную разъяснительную работу с населе­нием, целенаправленную — с беременными женщинами, конкретную — с носителями пороков или имеющими детей с пороками. При вы­явлении на участке повторных или множественных случаев пороков или аномалий необходимо совместно с организаторами здраво­охранения изучить предполагаемые причины возникновения и исклю­чить их, если это возможно.

Без знания основных причин возникновения уродств невозможна их профилактика. В настоящее время многие причины достоверно определены, другие изучаются. Находит признание положение о значении одновременного воздействия нескольких тератогенных факторов на формирование пороков [Гуцан А. Э., 1980; Лыви-Кал-нин М. О., 1983; Толарова М., Мортон Н., 1975]. Среди достоверно выявленных причинных эндогенных и экзогенных факторов выделяют: генетические нарушения, родственные браки, возраст родителей (особенно матерей), инфекцию у матерей (грипп, краснуха, токсо-плазмоз, болезнь Боткина и др.), тератогенные лекарственные воздействия, гинекологическую патологию (аднекситы, эрозии шейки матки, аборты, заболевания мочеполовой сферы), механическую травму, радиоактивное облучение, хирургические вмешательства, профессиональные вредности и другие прямые и потенциальные этиологические факторы. По-видимому, особенно неблагоприятно сочетание этих факторов, которые в первый период беременности

(2—3 мес) создают серьезные предпосылки для нарушений онтогенеза, что может завершиться формированием уродства.

В связи с необходимостью привлечения к наблюдению за детьми с врожденной патологией многих специалистов в последние годы получило развитие лечение больных с пороками развития лица по принципу комплексной помощи. С этой целью на большей части административных территорий организованы консультационно-мето­дические центры (всесоюзный, республиканские, областные), в состав которых входят специалисты: детский стоматолог-хирург, ортодонт, логопед, педиатр, генетик, отоларинголог, детский психоневролог, методист по лечебной физкультуре, зубной техник, патронажная сестра. Задачи центра: выявление, учет, организация обследования, планирование лечения, лечение и контроль за лечением больных с пороками развития лица от рождения до полной ликвидации как проявлений порока, так и связанных с ним осложнений.

Необходимо, чтобы состав центра был по возможности постоян­ным, так как только врачи специально занимающиеся этой проблемой, знакомые с особенностями развития, лечения и обучения детей, могут оказать больным высококвалифицированную помощь.

В центре сосредоточена вся поступающая из обслуживаемой административной зоны информация, касающаяся больных с врож­денной патологией лица и вновь рождающихся. Для этого устанав­ливается связь со всеми родильными домами, и детскими лечебными учреждениями. Во главе центра стоит стоматоло!, который организу­ет все виды помощи, следя за ее своевременностью, этапностью, обеспечивая комплексность работы и контакт между всеми спе­циалистами.

При рождении ребенка с расщелиной лица из роддома посыла­ется экстренное извещение в ближайший центр. Диспансерной картой является учетная форма № 30. Центр берет больного на учет и организует немедленную консультацию силами центра в роддоме. В первые часы и дни жизни ребенка решаются такие важные вопросы, как организация ухода, кормление, разъяснительная работа с родителями, в ряде случаев сроки и место оперативного вме­шательства.

Питание ребенка с расщелинами, как правило, бывает нарушено. Возможность сосать грудь матери сохраняется иногда при неполных расщелинах верхней губы или неполных расщелинах твердого или мягкого неба. Задача детского стоматолога обучить персонал родильного дома и мать приемам вскармливания ребенка. Кормле­ние осуществляется через соску (мягкую) с достаточно большим отверстием или с ложечки (при полных расщелинах верхней губы и неба). Мягкая соска служит своего рода обтуратором — заполняя расщелину, помогает создать достаточный герметизм в полости рта. Для этой же цели А. А. Лаврентьевым (1967) предложен эластиче­ский абтуратор, который легко изготовить в любых условиях. Из резиновой клеенки вырезают полоску шириной несколько больше поперечника расщелины, длиной 12—13 см. Конец, обращенный к глотке, закругляют. Обтуратор вводят в полость рта ребенка, затем дают грудь. Свободный конец обтуратора удерживают пальцами, а затем фиксируют шелковой нитью к одежде матери.

При отсутствии молока у матери, при чрезмерно плоском соске и других причинах невозможности естественного вскармливания с помощью эластическо­го обтуратора можно наладить искусственное кормление. Важным условием правильного кормления и профилактики аспирации жидкой пищи в дыхательные пути является положение ребенка. Оно должно быть полувертикальным при кормлении и ни в коем случае не горизонтальным на спине. Следует рекомендовать матери даже при искусственном вскармливании максимально долгий срок сохранять молоко для сцеживания и кормления ребенка. Для ослабленных, поставленных в необычные условия детей, родившихся с пороком, это особенно важно. С возрастом у ребенка вырабатываются меха­низмы адаптации и возможность аспирации и асфиксии уменьшается.

Одним из тяжелых функциональных проявлений расщелины явля­ется нарушение речи. Сложный комплекс анатомических нарушений: сама расщелина, укорочение неба, расширенное глоточное кольцо, изменения в носоглотке, отсутствие небно-глоточного смыкания, деформация прикуса —все это ведет к нарушениям звукообразования. У детей с врожденными расщелинами неба речь невнятная, с гнуса­вым оттенком, нарушено звукопроизношение, речевое дыхание, рабо­та мимической мускулатуры, извращен фонематический слух. Поэто­му лечение у логопеда — необходимый этап комплексной терапии данного контингента больных. Занятия с логопедом подразделяются на два периода: дооперационный (с начала развития речи до вос­становления анатомических нарушений оперативным методом) и послеоперационный. Направленность занятий в эти два периода раз­лична. В первом периоде задача логопеда состоит в постановке диафрагмального дыхания, тренировке ротового выдоха, гимнастике речевых органов. Курс занятий в дооперационном периоде в зависи­мости от местных условий может начаться в первые месяцы после рождения ребенка или же непосредственно перед операцией (за 2—3 нед.). 3. П. Захарова (1974) отмечает, что наилучшие резуль­таты логопедического лечения могут быть достигнуты в тех случаях, когда оно начинается сразу после рождения ребенка с привлечением родителей к направленному воспитанию, психотерапевтических бесед — консультаций с родителями, демонстрации излеченных больных и на каждом этапе развития ребенка включает использо­вание его естественных желаний, поведенческих реакций, потенциаль­ных возможностей и т. д. для целенаправленного воспитания нужных и необходимых навыков. Приобретенные на дооперационных заня­тиях навыки сохраняются после операции, облегчают послеоперацион­ную работу, направленную на восстановление речи, сокращают ее сроки. Послеоперационный курс обучения начинается с 10-го дня после операции. В него входят массаж и миогимнастика неба, закрепление навыков правильной речи, постановка отдельных звуков, снятие гнусавости, восстановление фонематического слуха. В тех случаях когда послеоперационное обучение не заканчивается в ле­чебном учреждении, занятия проводятся в присутствии родителей.

Похожие записи:

Прокомментить