Натуральная зубная щетка Мисвак или Сивак (Sewak) http://body-market.ru хорошие цены, доставка По России.

Диспансеризация детей у стоматолога по ортодонтическим показаниям

В соответствии с задачами детского стоматолога и с целью двойного дифференцированного контроля и диспансери­зации детей, имеющих отклонения в зубочелюстной системе, по ортодонтическим показаниям можно сгруппировать следующим образом:

К первой группе следует относить детей, у которых имеет­ся правильное расположение зубов, правильное соотношение че­люстей, правильное смыкание губ. У этих детей правильно протекают функции откусывания и разжевывания пищи, глотания, дыхания и речи. Некоторые незначительные отклонения рассматри­ваются как вариант нормы.

Ко второй группе относят детей, у которых не имеется выраженных морфологических изменений в строении органов зубо­челюстной системы. Однако у них определяются нарушения осанки, способа дыхания, речи, мимики, нарушения положения языка, губ, щек, мышц дна полости рта и мышц околоротовой области при артикуляции и выполнении основных функций (откусывание, разже­вывание пищи, глотание), вредные привычки (сосать пальцы, язык, кусать ногти, облизывать и прикусывать нижнюю или верхнюю губу, смещать нижнюю челюсть). Следовательно, у всех детей дан­ной группы отмечаются «факторы риска», предрасполагающие к возникновению зубочелюстных аномалий.

У детей третьей группы имеются клинические симптомы аномалий в виде неправильного положения зубов, изменения формы зубных рядов, отклонения в соотношении челюстей и др. Одновре­менно с клиническими признаками у этих детей констатируются различные активно действующие причинные факторы.

У детей четвертой группы имеются выраженные изменения в зубочелюстно-лицевой области, характеризующие сформированные аномалии. У этих детей нередко определяется изменение конфигура­ции лица и нарушение функций откусывания и разжевывания пищи, глотания, дыхания, речи.

В организованных коллективах в соответствии с группами диспансеризации составляется план профилактических и лечебных мероприятий.

Дети первой группы нуждаются в воспитании гигиенических навыков, способствующих здоровому состоянию органов полости рта.

Детям второй группы требуется устранение причинных факторов, т. е. создание благоприятных условий для роста челюстей и форми­рования зубных рядов. По показаниям отдельные дети этой группы нуждаются в регулировании роста и развития челюстных костей с помощью активных методов: миотерапии и лечебной физкуль­туры, вмешательства отоларинголога, стоматологов— хирурга и те­рапевта.

Для детей третьей группы необходим комплекс мероприятий, направленных на устранение причинных факторов и коррекцию ран­них признаков аномалий прикуса с помощью ортодонтических аппаратов и приспособлений несложной конструкции.

Дети четвертой группы нуждаются в комплексном квалифици­рованном ортодонтическом вмешательстве, включающем аппаратур­ное лечение, устранение этиологического фактора и нормализацию функций.

Одновременно с содержанием и методикой работы определяется периодичность наблюдения и осмотров со следующей кратностью.

Дети первой группы должны быть осмотрены детским стомато­логом 1 раз в год.

Дети второй группы нуждаются в активном наблюдении и лече­нии у специалистов педиатрического профиля, в помощи воспитателей, педагогов, медицинского персонала дошкольных учреждений, на­правленной на устранение активно действующей причины. Участ­ковый стоматолог проводит осмотр детей по истечении периода, установленного для устранения причинных фактооов. Если причина устранена, последующий прфилактический осмотр назначается через год.

Для детей третьей диспансерной группы сроки наблюдения и плановость повторных осмотров определяются в зависимости от возраста. Если аномалии прикуса у них выражены незначительно.

Требуется устранение причинных факторов, а затем наблюдение по методике, разработанной для детей второй группы.

Для детей четвертой группы активное наблюдение, кратность посещений, сроки ретенционного периода определяет врач-ортодонт в специализированном отделении. Снятие с учета производится после ретенционного периода, в процессе которого предотвращается возможность рецидива.

Характер зубочелюстных аномалий у школьников в преиму­щественном числе наблюдений носит вид сформированной, стабили­зировавшейся патологии. Особенно это относится к детям среднего и старшего школьного возраста. У некоторых из них аномалии и деформации прикуса приобрели компенсированное состояние (т. е. при отклонениях в положении зубов, в строении, форме и соотно­шении челюстей максимально сохранена функция и снивелированы эстетические нарушения), у других объем и содержание ортодонти-ческого лечения в значительной степени превысят нарушения функций, обусловленные деформациями прикуса.

У детей среднего и старшего школьного возраста условия для профилактики возникновения аномалий прикуса практически утра­чены. Поэтому тактика стоматолога в отношении направления этих детей на ортодонтическое лечение должна быть сдержанной, так как сроки максимального эффекта ортодонтического лечения упущены.

Ортодонтическое лечение будет предусматривать в первую очередь устранение значительных эстетических нарушений и максимальное восстановление функции. При проведении лечения лучше использо­вать удаление зубов, чем проводить расширение челюстей. Поэтому школьный стоматолог при санации полости рта должен это пред­усмотреть и не тратить время на лечение зубов, подлежащих удале­нию, или по согласованию с ортодонтом решить вопрос об удале­нии зуба.

Говоря о задачах ортодонтического лечения детей школьного возраста, следует серьезно оценивать в комплексном лечении роль устранения функциональных нарушений и нормализации действия мышц околоротовой и внутриротовой областей.

Проведенные исследования [Липец С. М., Сальковская Е. А., 1976] объективно показали, что различные нарушения в формиро­вании основных функций зубочелюстной системы снижают эффек­тивность аппаратурного лечения и способствуют развитию рециди­вов после проведенного ортодонтического лечения.

К таким ^нарушениям следует прежде всего отнести отклонения в формировании функций жевания, глотания, дыхания, речи, которые наблюдаются у 70% детей школьного возраста с аномалиями при­куса [Хорошилкина ф. я., 1972]. При этом следует подчеркнуть, что если нарушения артикуляции органов полости рта при формиро­вании функций на ранних этапах развития отклонений носят характер компенсаторно-приспособительных, то с возрастом адаптационные возможности уменьшаются или полностью затормаживаются и наступает ситуация стойкого закрепления отрицательного рефлекса, устранение которого у детей школьного возраста становится практи­чески невозможным или малоэффективным. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что если в период аппаратурного лечения у детей не были устранены функциональные отклонения, то спустя год после проведенных курсов миотерапии рецидивы отмечались у 40% детей; если же комплекс ортодонтического лечения предусмат­ривал нормализацию функций, то рецидивы наблюдались только у 9% (Сальковская Е. А., 1976).

Особого внимания в комплексе ортодонтического лечения детей школьного возраста заслуживает метод удаления зубов. Одним из ведущих показаний к удалению зубов является четко выраженное несоответствие величины зубов и челюстных костей, обусловленное недостаточностью размеров зубных рядов и их апикального базиса, что устанавливается на основе анализа данных измерения моделей челюстей [Снагина Н. Г., 1972; Хорошилкина Ф. Я., 1978] при со­четании со следующими клиническими признаками:

— узкий тип лица генетически обусловленный;

— тесное положение фронтальных зубов;

— сужение и укорочение зубного ряда;

— мезиальное смещение боковых зубов;

— наличие крупных зубов как симптом несоответствия индивиду­альной ширины зубов ширине лица.

При этом следует отметить, что детям, имеющим тесное по­ложение зубов —в пределах до 3 мм, обусловленное сужением и укорочением зубных рядов в постоянном прикусе, аппаратурное ле­чение не показано, так как неправильное положение зубов у этой группы детей следует рассматривать как состояние компенсации. Ортодонтическая помощь для них должна быть направлена только на устранение имеющихся причинных факторов, способствующих усугублению имеющейся патологии.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи ортодон-тической помощи школьникам:

— работу ортодонтических отделений следует подчинить общим требованиям участковой службы стоматологической поликлиники;

— внедрить элементы интеграции и преемственности в работу ортодонтов, терапевтов и хирургов по вопросам диагностики и методов лечения, определяя пределы рациональных ортодонтических вмешательств;

— до аппаратурного лечения нужно уметь четко определить этап-ность в проведении комплексного лечения детей, имеющих аномалии прикуса — устранение функциональных нарушений, лечение кариеса и заболеваний краевого пародонта, удаление зубов, реконструктив­ные операции и др.;

— повысить ответственность ортодонтов и участковых стоматоло­гов за течением ретенционного периода у детей, закончивших аппаратурное лечение;

— внедрять в работу ортодонтов объективные методы диагности­ки (фотометрию, измерение моделей, методы рентгенологического исследования, электромиографию и др.) с целью расширения пока­заний по удалению отдельных зубов и другим хирургическим вмешательствам;

— осуществить работу по гигиене полости рта в период орто­донтического лечения в соответствии с показателями стоматологи­ческого статуса.

Похожие записи:

Прокомментить