Аллергические реакции при применении лекарственных препаратов
Широкое использование в клинической практике большого спектра лекарственных препаратов, спасших миллионы больных, сопряжено с ростом числа аллергических реакций на лекарства. По данным Ю. А. Бородина (1984), 5—12% населения сенсибилизировано к лекарственным препаратам, около 30% больных стационаров страдает аллергией. В настоящее время нет ни одного препарата, на который не было бы зафиксировано хотя бы единичных аллергических реакций. Но существуют лекарственные препараты с повышенным риском возникновения этих осложнений. Среди больных, страдающих аллергией, 34% осложнений вызвано анестетиками, 35% —анальгетиками, большое число осложнений дают антибиотики, особенно пенициллин, сульфаниламидные препараты, витамин Bi. Все они широко применяются у больных стоматологического профиля. К ним можно добавить и пластмассы, используемые в стоматологии, особенно много в ортодонтии. Дополнительный риск возникновения аллергических реакций существует у детей с осложненным аллергологическим анамнезом, имеющих нарушенный календарь прививок.
Наиболее тяжелым вариантом лекарственной аллергии является анафилактический шок.
Анафилактический шок— это гиперергическая реакция немедленного типа, возникающая в сенсибилизированном организме при введении медикаментозных аллергенов (лекарства, прививочные материалы, препараты крови и др.), а также в результате укусов пчел, насекомых, реже как проявление пищевой и других видов аллергии.
Патогенез. Генерализованный парез мелких сосудов, резкое падение артериального давления, депонирование крови в периферическом русле, запустевание и спазм крупных сосудов ведут к нарушению питания различных органов, дисрегуляции жизненно важных функций в связи с ишемией и гипоксией мозга.
Клиника. Анафилактический шок развивается чаще всего в первые 30 мин после действия разрешающего фактора. В период предвестников и при тяжелом течении возникают беспокойство, побледнение, онемение или зуд кожи, аллергические или геморрагические сыпи, озноб, затруднение дыхания, кашель, тошнота, позывы на стул, ишемические явления (острая головная боль, головокружение, боли в животе, в области сердца).
При тяжелом течении характерны нарастающий коллапс, адинамия, «серый цианоз», тахипноэ, холодный пот, расширение зрачков, иногда непроизвольная дефекация и мочеиспускание, кровавая рвота, понос. Пульс нитевидный или не прощупывается, тоны сердца глухие, отмечается резкая тахикардия, реже брадикардия. Может развиться судорожный, астматический, асфиксический синдром, сердечно-сосудистая, надпочечниковая, почечная недостаточность, отек мозга, гортани, легких, синдром диссеминированного внутри-сосудистого свертывания с кровотечениями и кровоизлияниями в различные органы. Возможен быстрый летальный исход. В дальнейшем часто возникают распространенные дерматозы, артриты, некротические поражения кишечника, васкулиты и висцериты (энцефалит, миокардит, гломерулонефрит и др.).
Неотложная помощь оказывается немедленно, на месте. Транспортировка возможна только в специальной машине, где продолжается лечение.
Необходимо:
1) срочно прекратить введение лекарства; для уменьшения его всасывания произвести обкалывание места инъекции адреналином (0,15-0,75 мл 0,1% раствора в 2—3 мл изотонического раствора хлорида натрия); выше наложить жгут. Может потребоваться промывание кожи, слизистых оболочек, полостей — в зависимости от путей введения медикамента, вызвавшего шок;
2) придать больному горизонтальное положение с несколько приподнятыми ногами, согреть его. Провести энергичный массаж живота и конечностей, где депонировано большое количество крови. Полость рта и дыхательные пути очистить от слизи, рвотных масс. Голову ребенка повернуть набок для предупреждения аспирации. Постоянно давать кислород. Измерять артериальное давление каждые 2—3 мин, не снимая манжетки; записывать время, проводимое лечение и его эффективность. При значительной тяжести состояния больного необходимо, продолжая неотложную терапию, звонить в ближайшее отделение реанимации или скорой помощи;
3) для подъема артериального давления и в качестве антагониста биологически активных веществ, способствующих реализации аллергических реакций, вводить адреналин повторно в другие участки кожи через 3—5 мин;
4) срочно, струйно, внутривенно, лучше в капельницу ввести 15—30 мг преднизолона;
5) для увеличения объема циркулирующей крови и сохранения жидкости в кровеносном русле необходимо ввести реополиглюкин;
6) если анафилактический шок возник после применения препаратов пенициллина, в тот же канал или внутримышечно следует ввести пенициллиназу (фермент, разрушающий пенициллин) в дозе 500000—1000000 ЕД в 2 мл дистиллированной воды;
7) при резко выраженной тахикардии показан 0,05% раствор строфантина или 0,06% раствор коргликона;
8) антигистаминные препараты (супрастин, дипразин, димедрол) можно применять только при четкой тенденции к нормализации артериального давления, которое они нередко снижают;
9) при выраженном бронхоспазме, ишемических болях применяется 2,4% раствор эуфиллина;
10) в случае отека мозга, гортани, легких необходимы быстродействующие диуретики (2% раствор фуросемида внутривенно или внутримышечно по 0,03—0,02 мл на 1 кг массы тела под контролем артериального давления с учетом возможного гипотензивного действия);
11) при необходимости — проводить противосудорожную терапию. После выведения из анафилактического шока больного следует
Госпитализировать для дальнейшего лечения и обследования с целью выявления возможного развития аллергии замедленного типа. Применение медикамента, вызвавшего шок, а также близких к нему препаратов запрещается пожизненно.
Что касается других видов шока, то в работе стоматолога они практически не встречаются. Можно упомянуть о травматическом шоке, вернее о его профилактике. В патогенезе травматического шока ведущая роль принадлежит болевому воздействию и острой кровопотере. Учитывая это, при оказании первой помощи при травме необходимо остановить кровотечение, провести местную анестезию зоны повреждения, ввести анальгин. При подозрении на возможность травматического шока лечение больного обязательно проводится в условиях стационара, куда ребенок доставляется срочно санитарным транспортом.
Основы реанимации у детей. По^ реанимацией понимают восстановление жизнедеятельности при полной остановке сердца и дыхания. Остановка сердца и прекращение дыхания еще не означают наступления биологической смерти. Ей предшествует клиническая смерть — обратимое состояние продолжительностью всего в 3—5 мин. За это время в случае принятия экстренных мер еще можно восстановить деятельность сердца и дыхания и сохранить адекватной самую ранимую функцию — функцию коры большого мозга и обеспечить тем самым не только сохранение жизни, но и личности пострадавшего. Поэтому комплекс мероприятий по оживлению называется сердечно-легочно-мозговой реанимацией.
В приказе Министерства здравоохранения СССР от 19 августа 1969 г. «Об улучшении анестезиолого-реанимационной службы в стране» узаконена единая служба анестезиологии и реаниматологии. Соответственно по своим должностным обязанностям вопросами реанимационной помощи занимаются врачи анестезиологи, имеющиеся в штате стоматологического стационара и некоторых стоматологических поликлиник. Однако простыми методами восстановления сердечной деятельности и дыхания должны владеть все врачи, средний медицинский персонал и даже некоторые организованные группы населения. Необходимость этого умения диктуется именно коротким временем (3—5 мин) оказания эффективной помощи, временем, за которое часто невозможно обеспечить присутствие анестезиолога.
У детей со стоматологическими заболеваниями возможны осложнения, требующие проведения реанимационных мероприятий. Это обструкция дыхательных путей, чаще аспирационного характера, которая может возникнуть у ребенка с неспокойным поведением при многих вмешательствах в полости рта и связана с наличием во рту слюны, крови, ватных валиков, кусочков пломбировочного материала и др. Критическое состояние ребенка может быть связано с осложнениями наркоза, возникновением анафилак тического шока и др.
Схема и методика реанимационных мероприятий, программы их изучения обобщены в руководстве П. Сафара, изданном Всемирной федерацией обществ анестезиологов в дар медицинским работникам всего мира.
Начиная проводить реанимационные мероприятия, необходимо обеспечить вызов профессиональных реаниматологов. В плане организации помощи нужно в каждой поликлинике, не говоря уже о стационаре, иметь место, о котором известно всем, где хранится все необходимое для неотложной помощи: лекарственные препараты, используемые при первой и неотложной помощи при внезапных синдромах (см. выше), шприцы, не используемые для других целей, краткие инструкции по оказанию помощи (в частности о последовательности действий и введении препаратов при анафилактическом шоке и др.). Тут же крупно должен быть записан телефон реанимационной службы, обслуживающей этот район.
В план повышения квалификации сотрудников стоматологиче ского учреждения (не только врачей) должны быть включены занятия по основам реанимации.
Похожие записи:
